Мечеть
Фото: мечеть с Каменоостровского проспекта.
«Возвращение
в город».
«И с родной Петроградской у старой мечети
встречаться…»
В
историческом центре города, недалеко от Петропавловского собора и домика Петра
I возвышается соборная кафедральная мечеть, купол которой во многом повторяет
купол мавзолея Гур-Эмира в Самарканде (15 век) - одного из выдающихся памятников
архитектуры востока.
Несмотря на
то, что мусульманская религиозная община всегда была одной из самых крупных в многоконфессиональном в Петербурге, мечети в столице
Российской империи долгое время не было. В начале 1880-х годов татары
обратились к городским чиновникам с просьбой о разрешении строительства мечети,
и лишь в 1906 году министерство внутренних дел разрешило учредить особый
комитет по сбору средств для строительства. Деньги на
строительство мечети в основном были собраны за счет пожертвований мусульман,
проживающих в России, причем самую большую сумму пожертвовал Эмир Бухарский.
Место было выбрано на Петроградской стороне, неподалеку от Троицкого моста, и,
хотя многие высказывались против строительства мусульманского храма в самом
центре Петербурга, в 1907 году Николай II разрешил продажу земли. Авторами
проекта были выбраны архитекторы Н. В. Васильев, С. С. Кричинский
и А. И. Гоген. Церемония официальной закладки, приуроченная к 25-летнему юбилею
правления Эмира Бухарского и его визиту в Санкт-Петербург, состоялась 10
февраля 1910 года.
Первая
служба в мечети была проведена в 1913 году и была приурочена к 300-летию дома
Романовых. Однако официальное открытие мечети не означало, что строительные
работы были завершены. Отделка интерьеров здания, продолжавшаяся еще в течение
7 лет, была закончена только к 1920 году.
В
архитектуре мечети легко прочитываются известные мотивы среднеазиатского
мусульманского зодчества. Если купол мечети во многом повторяет купол
знаменитого мавзолея Гур-Эмира в Самарканде, то форма и геометрические узоры
входного портала были позаимствованы у мавзолея Шахи-Зинды.
Стены мечети облицованы темно-серым гранитом грубой фактуры, что придает зданию
монументальность и роднит его с северной архитектурой Петербурга. Портал,
высокий купол и тонкие стройные минареты покрыты керамикой небесно-голубого
цвета, которая была изготовлена русскими мастерами под руководством известного художника-керамиста А. К. Ваулина. На фасадах здания
начертаны изречения из Корана, выполненные причудливой арабской вязью.
По-восточному
богато оформление интерьера. Купольные перекрытия опираются на арочные своды. В
центре зала висит огромная люстра, на которой можно прочитать вычеканенные
изречения из Корана. Сдвоенные колонны облицованы зеленым искусственным
мрамором. В соответствии с требованиями ислама в декоративном убранстве храма
не найти изображения живых существ, но зато стены мечети покрывает богатая
орнаментальная роспись.
Рядом с
мечетью было построено 2-х этажное административное здание, на втором этаже
которого располагается канцелярия и жилые помещения священнослужителей.
В первой
половине 20 века соборную мечеть в Петербурге часто называли
"Татарской", а прилегающий к ней район "Татарстаном". Это
можно объяснить тем, что татарская община на протяжении нескольких столетий
была одной из самых влиятельных в Петербурге и принимала активное участие в
строительстве мечети.
Интересно,
что Санкт-Петербургская мечеть - одна из самых больших в Европе и может вместить
до 5000 верующих. Это довольно актуально для Петербурга, в котором за последние
десятилетия мусульманская община значительно выросла. По пятницам небольшая
тихая улица перед мечетью заполнятся верующими, идущим на намаз, продавцами
различных товаров и нищими, просящими милостыню.
Источник:
http://www.saint-petersburg.org/