Кронштадт

 

Фото: Кронштадт, Средняя гавань.

 

«38 узлов».

«Ждали дома невесты, и ждал нас Кронштадт,

Как фатою, туманом окутан…»

 

«Бронзовые львы».

«Над фортами, чуть качнув крылом,
Царь зверей пошёл курсом на Кронштадт…»

 

Фото: северные форты.

 

«Вальс на Лебяжьей канавке».

«И замерзшую Черную речку, и мятежный лед кронштадтский…»

 

Кронштадт, город-крепость, заложенный в начале 17 века на острове Котлин посреди Финского залива, известен как колыбель морской славы России. Островное положение и близость к Петербургу надолго определило судьбу Кронштадта, который с 1720-х годов служил базой Балтийского флота. До 1996 года остров был закрыт для посещения простыми гражданами: в Кронштадт можно было попасть только с экскурсией или по приглашению жителя города. В Кронштадте проживает много военных моряков, и жизнь большинства жителей так или иначе связана с морем и флотом.

Внешне исторический центр Кронштадта поразительно похож на Санкт-Петербург. Как и Северная столица, Кронштадт является городом-музеем. Множество старинных зданий, садов, парков, а также памятников фортификационного искусства составляют его уникальное историко-культурное значение. Особого внимания заслуживает гидротехническая система каналов. Часть этой системы, начало строительства которой относится к 1719 году, действует и сегодня.

Остров Котлин был известен с давних времен, но его подлинная история началась осенью 1703 года, когда по указанию Петра I на маленьком островке-отмели к югу от Котлина был заложен форт Кроншлот. 7 мая 1704 года укрепления, включавшие в себя две батареи на острове Котлин, вступили в строй, и эта дата считается днем рождения Кронштадта. По замыслу Петра город должен был стать не только преградой для вражеского флота, но и базой флота российского.

 Предусмотрительность царя оправдалась очень быстро - уже через месяц после окончания строительства форта к нему подошла шведская эскадра - но дальше острова Котлин она так и не прошла.

В 1723 году на Котлине заложили крепость и дали ей имя - Кронштадт, или "Коронный город". Петр считал эту местность частью Санкт-Петербурга, и поэтому здесь работали лучшие архитекторы того времени. Ими был разработан план застройки Кронштадта с по-столичному широкими улицами и просторными площадями.

Переломный момент в архитектуре Кронштадта связан с наводнением 1824 года. Город был целиком залит водой, в результате чего значительно пострадали деревянные здания. После наводнения было принято решение заменять старые деревоземляные сооружения на каменные. В городе развернулось грандиозное строительство, стали появляться новые общественные и жилые здания из камня, среди которых были здание таможни, Гостиный двор, госпиталь, Рыбные ряды и другие.

В 1854 году, во время Крымской войны, англо-французская эскадра пыталась пройти к Санкт-Петербургу, но поспешно - и без боя - отступила при виде укреплений и многочисленных фортов Кронштадта.

К началу 20 века слово "Кронштадт" означало мощные крепости и форты, построенные по последнему слову военной науки, семнадцать искусственных островов с укреплениями, а также батареи на северном и южном берегу Финского залива. В торговом порту Кронштадта грузы, следовавшие в Санкт-Петербург, перегружались с судов на баржи и проходили таможенный досмотр.

В историю Кронштадта вписаны многие известные имена. Отсюда вышла в поход первая российская кругосветная экспедиция под командованием Крузенштерна и Лисянского; в антарктическую экспедицию из Кронштадта отправились Лазарев и Беллинсгаузен.

После Октябрьской революции город, как и вся страна, оказался разорванным на два лагеря. Одни моряки безоговорочно примкнули к большевикам, другие в марте 1921 года подняли против них мятеж, который был жестоко подавлен (отсюда «мятежный лёд кронштадтский…»).

 Тяжелейшие испытания пришлось вынести Кронштадту во время Великой Отечественной войны. По городу били с двух сторон: с севера - финны, с юга - немцы. Кронштадт был изранен, обескровлен - но все же выстоял. Орудия крепости и фортов стреляли по врагу, поддерживая сухопутные операции советских войск.

 Отчасти утратив стратегическое значение, Кронштадт сохранил свой неповторимый облик. Главной достопримечательностью города по праву считается Морской собор, строительство которого было завершено в 1913 году. Архитектор Косяков, автор проекта, взял за основу Софийский собор в Стамбуле. В высоту собор достигает 70,6 метров (он хорошо виден с берегов залива), а диаметр его купола почти 27 метров. В храме были установлены мраморные доски с именами погибших моряков.

В том же, 1913, году на Якорной площади перед Морским собором был установлен памятник адмиралу Макарову. За право воздвигнуть этот памятник Кронштадт долго спорил с Санкт-Петербургом - и победил. Адмирал Макаров пять лет командовал Кронштадтским портом и надолго остался в благодарной памяти города. Именно отсюда он отправился на русско-японскую войну в 1904 году. Этот поход оказался для него последним: 13 апреля того же года Макаров погиб на эсминце "Петропавловск".

Важной особенностью Кронштадта является то, что с 1707 года в городе действует футшточная служба, задача которой определять колебания уровня моря. Кронштадтский футшток (фото) - специальная чугунная рейка с фарфоровыми вкладышами-делениями - установлен у Синего моста через Обводный канал. В России от нуля этого футштока измеряется абсолютная высота точки земной поверхности, то есть расстояние (по вертикали) до среднего уровня океанической поверхности.

 

Источник: http://www.saint-petersburg.org

 

 

<<назад     наверх     вперед>>

 

Hosted by uCoz