Петропавловская крепость
Фото: Петропавловская
крепость.
Фото: Петропавловская
крепость, собор Петра и Павла с ангелом на шпиле.
«Белая ночь».
«Белая ночь, шпагою шпиль проколол твой тонкий
батист…»
«Вальс на Лебяжьей канавке».
«Коль в крепости часы мне дату назовут…»
«Декабристский сон».
«Зимний вечер свистел за сырою стеной
Алексеевского равелина…»
«Остановлюсь на Троицком мосту…».
«Здесь к Петропавловскому тянется кресту
Мой тёзка полководческой рукой…»
«Предрассветный
вальс».
«Пусть на Заячьем острове нам о часах
В полдень выстрелом гулким напомнит
орудье…»
«Старые скамейки».
«Ангел мой Петра и Павла
Распростёр над Петербургом
Свои крылья и рассвет позолотил…»
История
Сакт-Петербурга начиналась на небольшом Заячьем
острове у северного берега Невы. 16 (27) мая 1703
года здесь по указу Петра I была заложена крепость, названная "Санкт-Питер-Бурх" — город Святого Петра. Она возводилась
для защиты приневских земель, отвоеванных Россией у
Швеции в ходе Северной войны.
Крепость
явилась ядром будущей столицы Российской империи и дала ей свое имя —
Санкт-Петербург. Собор, расположенный на территории цидатели,
был назван Петропавловским — в честь Святых Апостолов Петра и Павла.
Впоследствии Петропавловской стала называться и сама крепость.
Первые
оборонительные сооружения фортеции были деревянными и земляными. План
укреплений в виде растянутого шестиугольника с бастионами на углах напоминал
"идеальные" города эпохи Возрождения. В 1706 - 1740 годах крепость
построили в камне с учетом новейших достижений европейского фортификационного
искусства. Сначала этими работами руководил Доминико Трезини, ставший первым петербургским архитектором, а затем
немецкий военный инженер граф Бурхард-Христоф фон
Миних. В 1730-х годах по краям Заячьего острова были возведены Иоанновский и Алексеевский
равелины — внешние каменные укрепления, названные в честь святых, соименных
отцу и деду императрицы Анны Иоанновны. При Екатерине II стены и бастионы
крепости, обращенные к Неве, были облицованы гранитом и величаво
монументальный, сурово неприступный вид.
Мощная
вертикаль колокольни Петропавловского собора, увенчанной тонким золоченым
шпилем, создает выразительный контраст с протяженными
горизонталями укреплений. Четкий и лаконичный силуэт крепости особенно эффектно
смотрится со стороны Невы, которая в прошлом являлась главным
"проспектом" города.
Петропавловская
крепость не раз приводилась в боевую готовность, но непосредственных участий в
военных действиях не принимала. Ей выпала иная роль — стать "русской
Бастилией", главной политической тюрьмой императорской России. Одним из ее
первых узников оказался по трагической иронии судьбы сын Петра I царевич
Алексей, состоявший в оппозиции к реформам отца.
Музейная
жизнь Петропавловской крепости началась в 1920-х годах. Сейчас на ее территории
расположены экспозиции, фонды и научные отделы Музея истории Санкт-Петербурга.
Главный
парадный вход в крепость находится со стороны старейшей в городе Троицкой
площади. Через Кронверкский пролив перекинут Иоанновский
мост.
Петровские
ворота — замечательный образец синтеза искусств раннего петербургского барокко
(1714 - 1718 гг., архитектор Доминико Трезини). Весь их декоративный ансамбль языком аллегорий
утверждает незыблимость Санкт-Петербурга, находящегося под защитой небесных сил. Резной деревянный
барельеф работы скульптора Конрада Оснера
"Низвержение Симона-волхва Апостолом Петром"
олицетворяет победоносную борьбу Петра Великого со шведским королем Карлом XII.
Над аркой ворот размещен отлитый из свинца российский государственный герб:
двуглавый орел с державой и скипетром.
Арка
Петровских ворот сориентирована строго на восточный фасад Петропавловского
собора. Старейшая святыня северной столицы, собор является одновременно
усыпальницей российских императоров, мемориалом ратной славы и бывшим
придворным храмом (1712 - 1733 гг., архитектор Доминико
Трезини). Его колокольня стала своеобразным символом
утверждения России на приневских и прибалтийских
землях, ведущей доминантой всего города, дерзновенно царящей над равнинным
ландшафтом. Она и поныне остается самым высоким архитектурным сооружением
Петербурга (
К
востоку от Петропавловского собора высится массивное здание Великокняжеской
усыпальницы (1896 - 1908 гг., архитекторы Давид Гримм, Антон Томишко, Леонтий Бенуа). До революции здесь были погребены
13 членов императорской фамилии. В 1992
году в усыпальнице похоронен потомок царствовавшей династии Романовых, правнук
Александра II, великий князь Владимир Кириллович, а спустя три года сюда
перевезли из Германии прах его родителей, умерших в эмиграции. В 1998 году
здесь нашли свой последний приют останки императора Николая II и его семьи.
Петербургская традиция ежедневно давать полуденный
выстрел из пушки уже стала визитной карточкой города. Впервые пушечный выстрел,
возвещающий наступление полудня, прозвучал в Петербурге в 1865 году из
центрального двора Адмиралтейства, а в 1873 году сигнальные орудия были
перенесены на Hарышкин
бастион Петропавловской крепости.
Две 24-фунтовые пушки с этого времени совершали
ежедневный полуденный залп и подавали сигналы бедствия во время наводнений. 25
октября 1917 года с Hарышкина
бастиона выстрелом был подан сигнал крейсеру "Аврора". Hо в 1934 году традиция была
прервана - в тот год по радио начали передавать сигналы точного времени и по
распоряжению Сергея Кирова полуденные залпы отменили. 23 июня 1957 года в дни
празднования 250-летия города традицию возобновили.
И по сей день петербуржцы
сверяют часы по выстрелу из Петропавловской крепости, который слышен в центре
города. Возможность потянуть за шнур предоставляется высоким гостям города и
юбилярам. Так, в день своего 50-летия из пушки стрелял
Александр Розенбаум.
Источники:
1.
http://piterart.spb.ru/
2.
http://news.maas.ru/