Петропавловская крепость

 

Фото: Петропавловская крепость.

 

Фото: Петропавловская крепость, собор Петра и Павла с ангелом на шпиле.

 

«Белая ночь».

«Белая ночь, шпагою шпиль проколол твой тонкий батист…»

 

«Вальс на Лебяжьей канавке».

«Коль в крепости часы мне дату назовут…»

 

«Декабристский сон».

«Зимний вечер свистел за сырою стеной

Алексеевского равелина…»

 

«Остановлюсь на Троицком мосту…». 
«Здесь к Петропавловскому тянется кресту
Мой тёзка полководческой рукой…»

 

«Предрассветный вальс».

«Пусть на Заячьем острове нам о часах

В полдень выстрелом гулким напомнит орудье…»

 

«Старые скамейки».

«Ангел мой Петра и Павла
Распростёр над Петербургом
Свои крылья и рассвет позолотил…»
 

История Сакт-Петербурга начиналась на небольшом Заячьем острове у северного берега Невы. 16 (27) мая 1703 года здесь по указу Петра I была заложена крепость, названная "Санкт-Питер-Бурх" — город Святого Петра. Она возводилась для защиты приневских земель, отвоеванных Россией у Швеции в ходе Северной войны.

Крепость явилась ядром будущей столицы Российской империи и дала ей свое имя — Санкт-Петербург. Собор, расположенный на территории цидатели, был назван Петропавловским — в честь Святых Апостолов Петра и Павла. Впоследствии Петропавловской стала называться и сама крепость.

Первые оборонительные сооружения фортеции были деревянными и земляными. План укреплений в виде растянутого шестиугольника с бастионами на углах напоминал "идеальные" города эпохи Возрождения. В 1706 - 1740 годах крепость построили в камне с учетом новейших достижений европейского фортификационного искусства. Сначала этими работами руководил Доминико Трезини, ставший первым петербургским архитектором, а затем немецкий военный инженер граф Бурхард-Христоф фон Миних. В 1730-х годах по краям Заячьего острова были возведены Иоанновский и Алексеевский равелины — внешние каменные укрепления, названные в честь святых, соименных отцу и деду императрицы Анны Иоанновны. При Екатерине II стены и бастионы крепости, обращенные к Неве, были облицованы гранитом и величаво монументальный, сурово неприступный вид.

Мощная вертикаль колокольни Петропавловского собора, увенчанной тонким золоченым шпилем, создает выразительный контраст с протяженными горизонталями укреплений. Четкий и лаконичный силуэт крепости особенно эффектно смотрится со стороны Невы, которая в прошлом являлась главным "проспектом" города.

Петропавловская крепость не раз приводилась в боевую готовность, но непосредственных участий в военных действиях не принимала. Ей выпала иная роль — стать "русской Бастилией", главной политической тюрьмой императорской России. Одним из ее первых узников оказался по трагической иронии судьбы сын Петра I царевич Алексей, состоявший в оппозиции к реформам отца.

Музейная жизнь Петропавловской крепости началась в 1920-х годах. Сейчас на ее территории расположены экспозиции, фонды и научные отделы Музея истории Санкт-Петербурга.

Главный парадный вход в крепость находится со стороны старейшей в городе Троицкой площади. Через Кронверкский пролив перекинут Иоанновский мост.

Петровские ворота — замечательный образец синтеза искусств раннего петербургского барокко (1714 - 1718 гг., архитектор Доминико Трезини). Весь их декоративный ансамбль языком аллегорий утверждает незыблимость Санкт-Петербурга, находящегося под защитой небесных сил. Резной деревянный барельеф работы скульптора Конрада Оснера "Низвержение Симона-волхва Апостолом Петром" олицетворяет победоносную борьбу Петра Великого со шведским королем Карлом XII. Над аркой ворот размещен отлитый из свинца российский государственный герб: двуглавый орел с державой и скипетром.

Арка Петровских ворот сориентирована строго на восточный фасад Петропавловского собора. Старейшая святыня северной столицы, собор является одновременно усыпальницей российских императоров, мемориалом ратной славы и бывшим придворным храмом (1712 - 1733 гг., архитектор Доминико Трезини). Его колокольня стала своеобразным символом утверждения России на приневских и прибалтийских землях, ведущей доминантой всего города, дерзновенно царящей над равнинным ландшафтом. Она и поныне остается самым высоким архитектурным сооружением Петербурга (122,5 метра).

   К востоку от Петропавловского собора высится массивное здание Великокняжеской усыпальницы (1896 - 1908 гг., архитекторы Давид Гримм, Антон Томишко, Леонтий Бенуа). До революции здесь были погребены 13 членов императорской фамилии. В 1992 году в усыпальнице похоронен потомок царствовавшей династии Романовых, правнук Александра II, великий князь Владимир Кириллович, а спустя три года сюда перевезли из Германии прах его родителей, умерших в эмиграции. В 1998 году здесь нашли свой последний приют останки императора Николая II и его семьи.

Петербургская традиция ежедневно давать полуденный выстрел из пушки уже стала визитной карточкой города. Впервые пушечный выстрел, возвещающий наступление полудня, прозвучал в Петербурге в 1865 году из центрального двора Адмиралтейства, а в 1873 году сигнальные орудия были перенесены на Hарышкин бастион Петропавловской крепости.

Две 24-фунтовые пушки с этого времени совершали ежедневный полуденный залп и подавали сигналы бедствия во время наводнений. 25 октября 1917 года с Hарышкина бастиона выстрелом был подан сигнал крейсеру "Аврора". Hо в 1934 году традиция была прервана - в тот год по радио начали передавать сигналы точного времени и по распоряжению Сергея Кирова полуденные залпы отменили. 23 июня 1957 года в дни празднования 250-летия города традицию возобновили.

И по сей день петербуржцы сверяют часы по выстрелу из Петропавловской крепости, который слышен в центре города. Возможность потянуть за шнур предоставляется высоким гостям города и юбилярам. Так, в день своего 50-летия из пушки стрелял Александр Розенбаум.

 

Источники:

1. http://piterart.spb.ru/

2. http://news.maas.ru/

 

 

<<назад     наверх     вперед>>

 

 

 

 

Hosted by uCoz