«Медный всадник»
«Вальс
на Лебяжьей канавке».
«Так век
благодарить я буду Фальконе:
Он всех нас
осенил рукой Петровой...
Мой государь
на вздыбленном коне!
Спешу к тебе за
музыкой и словом…»
«Песня
врача «Скорой помощи».
«Возле «Медного коня» поцелуешь ты
меня,
А потом домой, на Петроградскую…»
«Предрассветный
вальс».
«Я прошу у судьбы не отринуть меня
От проспектов прямых и от статуи
гордой.
И пусть сердце мое вечно жалит змея,
На которую
конь опирается твердо…»
«Пусть он
вечно летит на горячем коне,
До скончания
века мы – дети Петровы…»
«Расставание».
«Два царственных наездника
Ведут тебя по вечности…»
Самым
известным и, кстати, первым по времени создания памятником Петру Великому, в
городе на Неве является Медный Всадник, отлитый по проекту скульптора Этьена Фальконе.
В середине
18 века Екатерина Великая задумала создать памятник основателю Санкт-Петербурга
Петру I. Дени Дидро, с которым императрица вела
оживленную переписку, хвалебно отзывался о парижском скульпторе Этьене Фальконе, которого императрица и пригласила в
Россию.
В 1766 году Этьен Фальконе приехал в Петербург и начал работу над
моделью конного памятника. При создании скульптуры Петра I он использовал гипсовую
маску и знаменитую "восковую персону" царя. Бронзовая голова Петра I
была изготовлена ученицей Фальконе Мари Колло. Змею
под ногами коня смоделировал будущий скульптор Ф. Гордеев.
Памятник
изображает Петра I верхом на вздыбленном коне. Голову императора венчает
лавровый венец - символ его славы и побед. Рука царя, указывающая на Неву,
Академию наук и Петропавловскую крепость, символически обозначает главные цели
его правления: просвещение, торговлю и военную мощь.
Памятник
решено было установить на цельном камне в форме волны: в память о том, что
именно Петр Великий завоевал для России выход к морю. Подходящий камень был
найден в 1768 году в поселке Лахта на берегу Финского
залива. Камень, весящий 1600 тонн, был прозван "гром-камнем".
Доставка огромного камня к месту закладки памятника заняла 9 месяцев: 400
человек с помощью специальных устройств сначала тащили камень по земле, а
затем, на барже, переправляли его по воде. В течение этого долгого пути десятки
мастеров-каменотесов придавали камню задуманную скульптором форму. Сама
императрица Екатерина II несколько раз лично осматривала камень и устройства
для его транспортировки.
В 1775 году
началась отливка памятника. Работами руководил литейщик Емельян Хайлов. При отливке расплавленный металл, прорвав форму,
хлынул наружу и вызвал пожар. Все бросились бежать, и только Хайлов не поддался общей панике и, рискуя жизнью, сбил
пламя и исправил форму. К 1777 году все основные работы по созданию монумента
были окончены.
Торжественное
открытие памятника состоялось 7 августа 1782 года. На церемонии присутствовало
несколько тысяч зрителей, но среди них не было самого скульптора. За четыре года
до открытия памятника у Этьена Фальконе возникли
разногласия с императрицей, и скульптор был вынужден покинуть Россию. Екатерина
на торжественное открытие монумента скульптора не пригласила и приписывала все
заслуги по созданию памятника только себе. Об этом должна была напоминать и
надпись на пьедестале: "Петру I Екатерина II".
В XX веке
дважды над этим памятником нависала опасность. После Октябрьской революции 1917
года советское правительство приступило к снятию памятников русским царям. «Медный
всадник» тоже чуть не постигла эта учесть, но его оставили, несмотря на то, что
многие другие памятники Петру I были демонтированы.
В годы
Великой Отечественной войны над памятником нависла угроза - вывезти его из
города не представлялось возможным, и горожане очень опасались, что символ
Петербурга может быть разрушен во время многочисленных налетов фашистской
авиации. Ленинградцы выстроили специальный футляр, высотой в
В песне
Александра Розенбаума, посвященной Исаакиевскому
собору, есть слова: «два царственных наездника ведут тебя по вечности…».
Имеются в виду две конные статуи около собора: с севера памятник Петру I «Медный всадник», с юга – памятник Николаю I.
Источник:
http://www.saint-petersburg-hotels.com/