«Медный всадник»

 

Фото: «Медный всадник».

 

«Вальс на Лебяжьей канавке».

«Так век благодарить я буду Фальконе:

Он всех нас осенил рукой Петровой...

Мой государь на вздыбленном коне!

Спешу к тебе за музыкой и словом…»

 

«Песня врача «Скорой помощи».

«Возле «Медного коня» поцелуешь ты меня,

А потом домой, на Петроградскую…»

 

«Предрассветный вальс».

«Я прошу у судьбы не отринуть меня

От проспектов прямых и от статуи гордой.

И пусть сердце мое вечно жалит змея,

На которую конь опирается твердо…»

 

«Пусть он вечно летит на горячем коне,

До скончания века мы – дети Петровы…»

 

«Расставание».

«Два царственных наездника

Ведут тебя по вечности…»

 

Самым известным и, кстати, первым по времени создания памятником Петру Великому, в городе на Неве является Медный Всадник, отлитый по проекту скульптора Этьена Фальконе.

В середине 18 века Екатерина Великая задумала создать памятник основателю Санкт-Петербурга Петру I. Дени Дидро, с которым императрица вела оживленную переписку, хвалебно отзывался о парижском скульпторе Этьене Фальконе, которого императрица и пригласила в Россию.

В 1766 году Этьен Фальконе приехал в Петербург и начал работу над моделью конного памятника. При создании скульптуры Петра I он использовал гипсовую маску и знаменитую "восковую персону" царя. Бронзовая голова Петра I была изготовлена ученицей Фальконе Мари Колло. Змею под ногами коня смоделировал будущий скульптор Ф. Гордеев.

Памятник изображает Петра I верхом на вздыбленном коне. Голову императора венчает лавровый венец - символ его славы и побед. Рука царя, указывающая на Неву, Академию наук и Петропавловскую крепость, символически обозначает главные цели его правления: просвещение, торговлю и военную мощь.

Памятник решено было установить на цельном камне в форме волны: в память о том, что именно Петр Великий завоевал для России выход к морю. Подходящий камень был найден в 1768 году в поселке Лахта на берегу Финского залива. Камень, весящий 1600 тонн, был прозван "гром-камнем". Доставка огромного камня к месту закладки памятника заняла 9 месяцев: 400 человек с помощью специальных устройств сначала тащили камень по земле, а затем, на барже, переправляли его по воде. В течение этого долгого пути десятки мастеров-каменотесов придавали камню задуманную скульптором форму. Сама императрица Екатерина II несколько раз лично осматривала камень и устройства для его транспортировки.

В 1775 году началась отливка памятника. Работами руководил литейщик Емельян Хайлов. При отливке расплавленный металл, прорвав форму, хлынул наружу и вызвал пожар. Все бросились бежать, и только Хайлов не поддался общей панике и, рискуя жизнью, сбил пламя и исправил форму. К 1777 году все основные работы по созданию монумента были окончены.

Торжественное открытие памятника состоялось 7 августа 1782 года. На церемонии присутствовало несколько тысяч зрителей, но среди них не было самого скульптора. За четыре года до открытия памятника у Этьена Фальконе возникли разногласия с императрицей, и скульптор был вынужден покинуть Россию. Екатерина на торжественное открытие монумента скульптора не пригласила и приписывала все заслуги по созданию памятника только себе. Об этом должна была напоминать и надпись на пьедестале: "Петру I Екатерина II".

В XX веке дважды над этим памятником нависала опасность. После Октябрьской революции 1917 года советское правительство приступило к снятию памятников русским царям. «Медный всадник» тоже чуть не постигла эта учесть, но его оставили, несмотря на то, что многие другие памятники Петру I были демонтированы.

В годы Великой Отечественной войны над памятником нависла угроза - вывезти его из города не представлялось возможным, и горожане очень опасались, что символ Петербурга может быть разрушен во время многочисленных налетов фашистской авиации. Ленинградцы выстроили специальный футляр, высотой в 14 метров и бережно укрыли им памятник. К счастью, уникальный памятник не пострадал. Открытый сразу же после окончания войны, он до сих пор является символом Санкт-Петербурга и уникальным произведением русской и мировой культуры.

В песне Александра Розенбаума, посвященной Исаакиевскому собору, есть слова: «два царственных наездника ведут тебя по вечности…». Имеются в виду две конные статуи около собора: с севера памятник Петру I «Медный всадник», с юга – памятник Николаю I.

 

Источник: http://www.saint-petersburg-hotels.com/

 

 

<<назад     наверх     вперед>>

 

Hosted by uCoz