Кировский завод

 

Фото: Кировский завод, проходная.

 

«Налетела грусть…».

«День гудком зовет

Кировский завод,

Он дворцам своим корень…»

 

В конце марта 1801 года на седьмой версте от центра столицы Российской Империи Санкт-Петербурга начал действовать завод который был назван "Санкт-Петербургский казённый чугунолитейный завод". Первым директором завода был назначен Карл Гаскойн (1737-1806), к тому времени - один из ведущих промышленников Великобритании. В России дослужился до чина действительного стацкого советника, награждён орденами Святого Владимира III степени и Святой Анны I и II степени. Начал с отлива военных снарядов и припасов, затем ввел новые технологии литья. При нем производят весы, гири, пуговицы, фонари, ремни с медной чешуёй, с его именем связано первое художественное литьё.

Адам Армстронг (Шотландия) управлял заводом 12 лет. В 1810 году завод был удостоен посещением Его Императорским Величеством Александром I. Началась постройка новых каменных мастерских, развитие машиностроительного производства, изготовление паровых машин, механизмов для прокатного отделения, станков. Скульптуры, отлитые в те времена, и поныне украшают Санкт-Петербург. 7 ноября 1824 года. Наводнение стало драматическим событием в истории предприятия: "....самое ужаснейшее опустошение произведено на Санкт-Петербургском чугунолитейном заводе. Число погибших 152 человека". 

Матвей Егорович Кларк (Шотландия) был награждён орденом Святой Анны II и III степени, орденом Святого Владимира, памятной золотой медалью. С его именем звязано расширение ассортимента выпускаемой продукции: чугунных ядра, бомбы, снаряды для нарезных пушек, крепления и балки для шпиля Петропавловской крепости, железнодорожные мосты через Обводный канал и реку Славянку.

Многие памятники сегодняшнего Санкт-Петербурга, составляющие сокровищницу достопримечательностей города на Неве (Нарвские и Московские ворота, триумфальные ворота в Царском Селе, архитектурные ансамбли в Александрии и Павловске) украшены элементами чугунной и декоративной медной пластики, изготовленными умельцами завода в сотрудничестве с выдающимися архитекторами того времени К. Росси, В. Стасовым. 

В 1854 году, во время Крымской войны, Николай Иванович Путилов (1820-1880) по высочайшему повелению князя генерал-адмирала Константина Николаевича был назначен уполномоченным по сооружению в Петербурге канонерской флотилии и корветов. За успешное выполнение правительственного заказа по созданию канонерской флотилии в благодарность Путилову был преподнесён серебряный венок, число листьев на котором соответствовало количеству построенных судов, и на каждом листе было выгравировано имя одного из кораблей. В 1868 году Путилов заключает контракт с правительством на изготовление сначала железных, а потом и комбинированных рельсов, а также производство паровозов и вагонов.
Быстроходный паровоз, построенный Путиловым, самостоятельно прибыл в Париж на Всемирную выставку. С этого момента завод приобрёл славу как паровозостроительный.

С 1905 на заводе освоен выпуск крейсеров ("Доброволец", "Москвитянин"), в 1907 году спущена на воду канонерская лодка "Кореец". В 1911 году изготовлен самый быстроходный корабль того времени - эскадренный миноносец "Новик".

Накануне I мировой войны Путиловский завод по своим техническим возможностям является наиболее мощным заводом России, крупнейшим арсеналом армии и флота. Завод строил паровые котлы и турбины, артиллерийские башни для линкоров и крейсеров, торпедные аппараты для крейсеров, эскадренных миноносцев и подводных лодок, много других механизмов. На нем разработана первая башенная установка для военных кораблей, первая зенитная батарея. Численность рабочих на заводе составляла 25 тысяч человек.

В 1915 году завод посетил Николай II, а в 1916 начались массовые увольнения рабочих, прокатилась волна забастовок. С того времени на заводе ведется активная пропагандистская и агитационная работа большевиков, несколько раз его посещает В.И.Ленин.

После Великой Октябрьской Социалистической Революции в 1917 г. И.В.Сталин подписывает Декрет о национализации завода. Директором завода становится Иосиф Феликсович Кржановский - американский гражданин польского происхождения. На территории предприятия он строит новый завод по производству сельскохозяйственных тракторов и плугов по американской технологии. В 1919 г. Кржановский был арестован как агент американской разведки, приговорен к расстрелу и заключен в концентрационный лагерь.

Гражданская война и послереволюционная разруха привели к почти полной остановке производства. К 1921 году на заводе осталось всего около 2 тыс. рабочих. Однако с введением НЭПа начинается постепенное возрождение предприятия: в 1927 был выпущен опытный паровоз серии "М" - самый мощный паровоз того времени (2200 л.с.).

В 1934 после трагической гибели секретаря Ленинградсого губкома С.М.Кирова заводу было присвоено его имя. С тех пор его стали называть "Кировским".

Накануне войны завод разрабатывает легендарный тяжелый танк "КВ" (Климент Ворошилов), а в годы войны - самоходные артиллерийские установки СУ-100, громившие вражеские "Пантеры" и "Тигры". В 1941 году завод был эвакуирован на Урал в гелябинск, где на его основе было создано новое производство.

В 60-е годы ведущим направлением деятельности предприятия становится производство мощных колесных сельскохозяйственных тракторов "Кировец". В 70-80-е годы завод осваивает производство турбинных установок для подводных лодок, атомных ледоколов, танкеров, начинает производство танка Т-80, самоходной артиллерийской установки "Пион", зенитно-ракетного комплекса С-300. В годы "Перестройки" происходит конверсия предприятия и связанное с ней резкое падение производства. В 1992, числе первых, завод переживает процесс акционирования (ОАО "Кировский завод"). 

В разные годы завод посещали первые лица государства Н.С.Хрущев, Л.И.Брежнев, М.С.Горбачев, Б.Н.Ельцин, В.В.Путин. На заводе выступали В.В.Маяковский, А.Н.Толстой, А.М.Горький, А.Фадеев, М.А.Шолохов. К.М.Симонов читал свои стихи в ДК им. И.И.Газа.

 

Источник: http://www.kirovec.com/

 

 

<<назад     наверх     вперед>>

 

Hosted by uCoz