Кировский завод
Фото: Кировский завод,
проходная.
«Налетела
грусть…».
«День гудком зовет
Кировский завод,
Он дворцам своим корень…»
В конце
марта 1801 года на седьмой версте от центра столицы Российской Империи
Санкт-Петербурга начал действовать завод который был
назван "Санкт-Петербургский казённый чугунолитейный
завод". Первым директором завода был назначен Карл Гаскойн (1737-1806), к тому времени - один из ведущих
промышленников Великобритании. В России дослужился до чина действительного стацкого советника, награждён орденами Святого Владимира
III степени и Святой Анны I и II степени. Начал с отлива военных снарядов и
припасов, затем ввел новые технологии литья. При нем производят весы, гири, пуговицы,
фонари, ремни с медной чешуёй, с его именем связано первое художественное
литьё.
Адам Армстронг (Шотландия) управлял заводом 12 лет. В 1810 году
завод был удостоен посещением Его Императорским Величеством Александром I.
Началась постройка новых каменных мастерских, развитие машиностроительного
производства, изготовление паровых машин, механизмов для прокатного отделения,
станков. Скульптуры, отлитые в те времена, и поныне украшают Санкт-Петербург. 7
ноября 1824 года. Наводнение стало драматическим событием в истории предприятия: "....самое ужаснейшее опустошение произведено на
Санкт-Петербургском чугунолитейном заводе. Число погибших 152
человека".
Матвей
Егорович Кларк (Шотландия) был награждён орденом Святой Анны II и III степени,
орденом Святого Владимира, памятной золотой медалью. С его
именем звязано расширение ассортимента выпускаемой
продукции: чугунных ядра, бомбы, снаряды для нарезных пушек, крепления и балки
для шпиля Петропавловской крепости, железнодорожные мосты через Обводный канал
и реку Славянку.
Многие
памятники сегодняшнего Санкт-Петербурга, составляющие сокровищницу
достопримечательностей города на Неве (Нарвские и Московские ворота,
триумфальные ворота в Царском Селе, архитектурные ансамбли в Александрии и
Павловске) украшены элементами чугунной и декоративной медной пластики,
изготовленными умельцами завода в сотрудничестве с выдающимися архитекторами
того времени К. Росси, В. Стасовым.
В 1854 году,
во время Крымской войны, Николай Иванович Путилов (1820-1880) по высочайшему
повелению князя генерал-адмирала Константина Николаевича был назначен
уполномоченным по сооружению в Петербурге канонерской флотилии и корветов. За
успешное выполнение правительственного заказа по созданию канонерской флотилии
в благодарность Путилову был преподнесён серебряный венок, число листьев на
котором соответствовало количеству построенных судов, и на каждом листе было
выгравировано имя одного из кораблей. В 1868 году Путилов заключает контракт с правительством на изготовление сначала железных, а
потом и комбинированных рельсов, а также производство паровозов и вагонов.
Быстроходный паровоз, построенный Путиловым, самостоятельно прибыл в Париж на
Всемирную выставку. С этого момента завод приобрёл славу как
паровозостроительный.
С 1905 на
заводе освоен выпуск крейсеров ("Доброволец",
"Москвитянин"), в 1907 году спущена на воду канонерская лодка
"Кореец". В 1911 году изготовлен самый быстроходный корабль того
времени - эскадренный миноносец "Новик".
Накануне I
мировой войны Путиловский завод по своим техническим возможностям является
наиболее мощным заводом России, крупнейшим арсеналом армии и флота. Завод
строил паровые котлы и турбины, артиллерийские башни для линкоров и крейсеров,
торпедные аппараты для крейсеров, эскадренных миноносцев и подводных лодок,
много других механизмов. На нем разработана первая башенная установка для
военных кораблей, первая зенитная батарея. Численность рабочих на заводе
составляла 25 тысяч человек.
В 1915 году
завод посетил Николай II, а в 1916 начались массовые увольнения рабочих,
прокатилась волна забастовок. С того времени на заводе ведется активная
пропагандистская и агитационная работа большевиков, несколько раз его посещает
В.И.Ленин.
После
Великой Октябрьской Социалистической Революции в
Гражданская
война и послереволюционная разруха привели к почти полной остановке производства.
К 1921 году на заводе осталось всего около 2 тыс. рабочих. Однако с введением
НЭПа начинается постепенное возрождение предприятия: в 1927 был выпущен опытный
паровоз серии "М" - самый мощный паровоз того времени (
В 1934 после
трагической гибели секретаря Ленинградсого губкома С.М.Кирова заводу было присвоено его имя. С тех пор
его стали называть "Кировским".
Накануне
войны завод разрабатывает легендарный тяжелый танк "КВ" (Климент Ворошилов), а в годы войны - самоходные
артиллерийские установки СУ-100, громившие вражеские "Пантеры" и
"Тигры". В 1941 году завод был эвакуирован на Урал в г.Челябинск, где на его основе было создано новое
производство.
В 60-е годы
ведущим направлением деятельности предприятия становится производство мощных колесных
сельскохозяйственных тракторов "Кировец". В
70-80-е годы завод осваивает производство турбинных установок для подводных
лодок, атомных ледоколов, танкеров, начинает производство танка Т-80,
самоходной артиллерийской установки "Пион", зенитно-ракетного
комплекса С-300. В годы "Перестройки" происходит конверсия
предприятия и связанное с ней резкое падение производства. В 1992, числе
первых, завод переживает процесс акционирования (ОАО "Кировский
завод").
В разные
годы завод посещали первые лица государства Н.С.Хрущев, Л.И.Брежнев,
М.С.Горбачев, Б.Н.Ельцин, В.В.Путин. На заводе выступали В.В.Маяковский,
А.Н.Толстой, А.М.Горький, А.Фадеев, М.А.Шолохов. К.М.Симонов читал свои стихи в
ДК им. И.И.Газа.
Источник: http://www.kirovec.com/