НАШУ СТРАНУ ПОГУБИЛИ ДИЛЕТАНТЫ...
Профессионал — это тот, кто хорошо делает свое дело и занимается только им. Я никогда не хотел, чтобы про меня говорили: «Розенбаум — лучший певец среди врачей». Или: «Он лучший врач среди певцов». Не выношу внештатных журналистов: любое внештатничество — это любительство, дилетантство. А дилетант не надежен и часто — злобен. В человеке для меня ценны три вещи — доброта, профессионализм и отсутствие зависти.
Работай,
делай свое дело классно, иди вперед. И какая тут может быть зависть?
Для
мужчины, я считаю, главное в жизни — не в семье, а в работе. Если мужик на
работе не «кайфует», то никто ему не поможет. Как только он к юбке притрется,
значит, все: он уже убогонький.
Мне
часто говорят, что, мол, нельзя так яростно работать, ты себя убиваешь. Но я-то
иначе не могу, работать так — мне в радость. Как это так — выйти и «отбыть»
номер? Мне возражают: сорвешься, нельзя так много петь — по три часа с лишним
подряд, еще и «живьем», не под «фанеру»... Но люди-то принимают эти мои три с
половиною часа за тридцать минут! Невозможно показать все, что ты хочешь
показать и сказать людям, за часик с четвертью... Сегодняшние «фонограммщики»,
конечно, не вспотеют за свои три концерта в день — ведь это не работа, а
видимость ее: так не раскрываются — так прячутся. А мне от своих слушателей
зачем прятаться? Песня — это и исповедь и проповедь. И то и другое.
Я
снялся в двух художественных фильмах — «Побег на край света» и «Чтобы выжить».
И в обоих — в главных ролях. Обе картины, на мой взгляд, интересные: первая —
лирическая, очень свежая для нашего дня, вторая — боевик.
Начал
я сниматься не по собственной инициативе, поскольку никогда не бегаю и не
прошу никого: снимите меня в кино, возьмите у меня интервью. Очень приятно,
конечно, когда тебе это предлагают, но проситься самому — это не в моих
правилах. Меня пригласили, и это был сложный момент в моей жизни. Абы как
сняться я не хотел: мне это не нужно, у меня есть свое дело, в каждом деле я
люблю профессионалов. Мне и без того было чем заниматься. Поэтому я пошел к
своему другу Лене Филатову и спросил, как он считает, нужно ли это делать?
Леня
сказал: «Ты обязан». Если Леня сказал (а я ему верю безоговорочно, тем более
там, где он является высочайшим профи), значит, так оно и есть. И я
согласился.
Сняться
в хорошем кино, как мне кажется, интересно всем, тем более артистам. А
во-вторых, к этому времени уже существовали три фильма с моими песнями, а вот
в драматических ролях я еще не выступал. Я попробовался, и профессионалы сказали,
что получается хорошо. Мне, естественно, стало интересно. Интересно хотя бы уже
потому, что это отдушина от музыки, возможность переключиться на что-то новое
для себя.
Я
ведь на сцене в любом случае артист, ибо исполняю достаточно драматические
песни, сценарные, зримые, с определенным сюжетом. Я не просто пою — я
вживаюсь в образ, будь то одессит с Молдаванки или образы из моих военных
песен.
Когда
мне принесли сценарий, я сначала несколько смутился: Джафар — человек, мягко
говоря, нехороший... Но в фильме все определяет главное обстоятельство —
гражданская война. Конечно, методы, которыми действует мой Джафар, жестоки, но
в этом и суть: любая война — это кровь, грязь, резня. Война — это две
равноправные правды, и у каждой стороны она своя. В преданности Джафара правде
и правоте своих — его верность родине, его гражданское мужество. Жестокость и
несправедливость моего героя — это прежде всего жестокость и несправедливость
самой войны.
Джафар
— не бандит. Джафар — человек, попавший в ситуацию гражданского
противостояния. Мы же не можем осуждать ни Щорса, ни Деникина. С точки зрения
психологии мой герой — замечательный человек. Когда я пришел к Ролану Антоновичу
Быкову, то спросил: «Вам Мюллер нравится? А если я буду играть Джафара как
Мюллера?..»
Конечно,
я не проходил актерского класса, не занимался этюдами. Может быть, разобраться
в этой роли мне помогли какие-то жизненные наблюдения. Я ведь за концерт
пропеваю тридцать—тридцать пять песен, которые очень драматургичны и на каждую
из которых можно снять не только клип, но и полнометражный фильм. Так что я за
это время проживаю тридцать жизней. Не говоря о том, что как врач я видел
множество людей в самых разных ситуациях.
За
роль Джафара мне не стыдно. Картина прошла довольно широким экраном (что хорошо
для сегодняшнего отечественного кинопроката) и получила хорошую критику.
Я в кино дебютант и, повторяю, не хотел сниматься лишь для того, чтобы просто
сняться. Мне хватает популярности и уважения зрителей в своем деле. Но
поскольку у меня роль получалась и мне было интересно работать, то я снимался в
картине «Чтобы выжить» с удовольствием.
Все
трюки, которые проделывает в картине мой герой, исполнял я сам. Пришлось,
конечно, потренироваться перед съемками... Риск очень люблю, но риск разумный.
Готовясь к съемкам трюка, где нужно было на полном ходу с автомобиля забраться
по веревочной лестнице на вертолет, я откровенно сказал главному каскадеру,
что если хоть на секунду почувствую неуверенность в себе, то попрошу дублера.
Есть
предложения продолжить работу в кино. Но я от ролей большей частью отказываюсь,
потому что очень уважительно отношусь к этому труду и достаточно люблю себя (в
хорошем смысле этого слова). И еще боюсь... продешевить: я не имею права на дешевизну.
Многие сценарии мне присылают совершенно ясно для чего: Розенбаум в фильме —
это определенная доля кассового успеха. Это относится к любому популярному
артисту. Но если мне сценарий нравится и я чувствую, что смогу, да еще когда и
другие мне говорят, что я смогу, то я с удовольствием отдаюсь этой работе.
Работа это тяжелая, но для меня она словно смена декораций. Иногда хочется
отвлечься от эстрады и погрузиться в другую, тоже тяжелую, но совершенно другую
работу. Когда это получается, я очень рад.
И
до нынешнего глухого застоя в кинематографе у меня были приглашения, от которых
я большей частью отказывался. Конечно, на Гамлета не приглашали. Мне
предлагали играть «мои» роли, в основном самого себя. Имелся в виду не я,
Розенбаум, но люди, похожие на меня по внутреннему характеру, состоянию души.
Было два очень приличных сценария. А сейчас такая ситуация в кино, что просто
так ничего не предлагается. Что уж говорить о дилетанте киноэкрана Розенбауме,
если Валентин Гафт без работы! Заслуженным артистам негде и не в чем сниматься!!!
Для
клипа я выбрал именно «Вальс-бостон», потому что, когда я кому-то говорю
название песни, мне сразу отвечают: «А-а!» Кроме того, эта песня — джазовая
композиция, которая хорошо принимается слушателями разных стран. Музыка и
настроение «Вальса-бостона» интернациональны.
Клип
на «Вальс-бостон» — это и ностальгия: сама эта песня ностальгическая по духу.
Для клипа я сделал новую аранжировку песни, отличную от концертного
исполнения. Хотелось сделать то, что называется произведением искусства, то,
что у костюмных дизайнеров называется «высокой модой». Конечно, можно было бы
взять и снять «Вальс-бостон» во дворе, и зрители все равно бы плакали. Но это
легкий путь, и я заранее сказал, что не хочу этого.
Мне
нужен высокохудожественный клип, поэтому- то я работаю не с клип-мэйкерами —
это не для меня. Почему? Потому что все
они — подражатели, все их клипы — слабое подражание японскому, американскому,
французскому... Я могу, к примеру, спеть блюз, но никогда не спою его так, как
негр из Гарлема. Вот так и наши клип-мэйкеры. Они умные, талантливые ребята, но
никогда они не сделают американского клипа, потому что они не американцы. А я
работаю с «киношниками», профессионалами, которые сделают клип как хорошее
советское кино.
У
нашего кино есть свои замечательные традиции и свой стиль, что бы там ни
говорили. Вот чего я хочу от этой истории. За четыре минуты, пока звучит песня,
нужно прожить жизнь и должны смениться четыре времени года.
У
меня нет людей, с которыми мне выгодно дружить. Хотя друзей, по большому
счету, у меня раз-два и обчелся. Много хороших приятелей, товарищей... И не
только по искусству. Я не устаю от общения: мне одинаково интересен и солдат,
и маршал, и безымянный музыкант, и суперзвезда...
Настоящих
же друзей у меня двое — это друзья еще по медицинскому институту. А вот хороших
товарищей из мира искусства много. Это и Иосиф Кобзон (мы дружим давно,
семьями, я с глубоким уважением отношусь и к его супруге Нелле), и Володя
Винокур, и Ира Понаровская, и Леня Филатов, и Андрюша Макаревич, и Николай
Расторгуев, и Лева Дуров. С Соней Ротару мы в прекрасных отношениях. С Аллой,
Филиппом... Боюсь кого-то забыть: Ян Арлазоров, Лев Лещенко, Михаил Жванецкий,
Сергей Шакуров, Николай Губенко, Виктория Токарева...
Дружба
между большими артистами?.. Возможна! Особенно между звездами разных жанров. К
тому же, мне кажется, дружить между собой могут только состоявшиеся артисты: им
делить-то нечего! С моими товарищами по миру искусства мы можем, конечно, и
покритиковать друг друга (кстати, не только вышеуказанные, но и другие звезды
год от года приходят на концерты Розенбаума в московском зале «Россия»). Но я
знаю, что если позову — они приедут, а если они позовут меня — отменю все и
прилечу.
Постоянный
и желанный гость на моих концертах Володя Винокур. Он приезжает специально и в
Питер. Артист есть артист. Володя всегда готовит сюрприз. И его присутствие —
это творческий подарок, шутка, анекдот, которым он со сцены радует публику на
моих концертах. Может, кто-то назовет это клановостью, но он будет неправ,
потому что состоявшиеся артисты все-таки борются в этой жизни в одиночку. Но
тем приятней иногда собирать друзей.
С
Леней Филатовым мы, слава Богу, знакомы лет сто. Познакомились году в 1981-м и
сразу сблизились. Мы оказались очень похожи мыслями, образом жизни, взглядами.
Такое ощущение, будто мы с одной грядки. Как раз тот случай, когда нашел друга
в зрелом возрасте. Дело ведь не в том, чтобы, к примеру, достать человеку
лекарство в Новой Зеландии. Это сделает, при возможности, любой порядочный
человек. Друг — это нечто большее. Ты можешь не звонить ему год, но постоянно о
нем думаешь и точно знаешь, что он о тебе тоже думает. О приятелях и товарищах
вспоминаешь лишь изредка.
Алла
Пугачева для меня всегда — это Артистка и Женщина с больших букв. Наша дружба
образовывалась постепенно, так и не превратившись в роман. Но встречи и
дружеское общение с ней для меня — это всегда толчок к творчеству. Обычный
душевный разговор с Аллой — и в голове появляются новые идеи. Думаю, что и она
испытывает подобные ощущения.
С
Андреем Макаревичем мы не просто коллеги. После путешествия на Амазонку в
начале 1999 года Андрей стал для меня настоящим другом. Две недели в дикой
сельве, ночь в палатке под настоящим тропическим потопом, совместное выживание
в местах, где вся цивилизация представлена двумя индейскими хижинами, — это,
поверьте, хорошее испытание для сильных мужчин.
Валя
Юдашкин — замечательный парень, беззлобный, душевный и весь в творчестве. Я
одеваюсь у него. Вообще-то меня совершенно не волнует, от кого вещь — от Ферре,
Дольче Габана или Васьки Иванова. Важно, чтобы это было красиво и соответствовало
моей душе. У Вали есть такие вещи.
С Колей Расторгуевым мы столько захватывающих партий в биллиард
сыграли! Он заядлый биллиардист, как и я. Совместно проводили много дней на
«Кинотавре». Еще один бессменный участник нашей компании — Ян Арлазаров.
Довольно мрачный с виду человек с
уникально яркими мыслями.
Мне было лестно услышать добрые слова в свой адрес от Мстислава Ростроповича и Галины
Вишневской. Мы познакомились, когда они приняли приглашение побывать на моем
концерте. Я лишний раз убедился, что
чем более люди состоялись в жизни, тем больше они доброжелательны. Это между
несостоявшимися артистами, как правило, дружбы не бывает.
Мне
довелось побывать на дне рождения Мстислава Леопольдовича в Америке. Между
нами установились дружеские отношения. Конечно, мне бы хотелось помечтать о
нашей совместной работе, тем более что у меня в планах есть проект записи
своих песен с симфоническим оркестром. Еще один проект — альбом рок-н-роллов,
который хочу записать с чернокожими музыкантами в Америке. А третий альбом — с
еврейским хором Московской синагоги. Такие вот полюса.
Другом
у мужика может быть только мужик. Или собака, конь, тигр. Женщина может быть
самым близким человеком. Но роль и помощь женщин трудно переоценить.
Вот,
к примеру, Белла Михайловна Купсина для
меня — как для «Битлз» Брайан Эпстайн.
Мы
познакомились и подружились давным-давно, 13 октября 1983 года, на моем
знаменитом концерте в ДК имени Дзержинского. Она работала там старшим
администратором. До этого мы виделись в Ленконцерте, даже здоровались, но она
не знала, что я — это я, хотя и прослушала мой «одесский» магнитофонный
альбом.
Белла
Михайловна, можно сказать, человек старой школы: воспитана Григорием
Израилевичем Шубом, легендарным директором-распорядителем Ленконцерта.
Представителей этой школы в работе с артистами отличали ответственность и
профессионализм. Профессионализм складывается из мелочей: это значит, что надо
такому-то артисту прислать «Волгу», а «Жигули» — такому-то. Но прислать обязательно.
Это значит непременно встретить артиста на вокзале у поезда или в аэропорту.
Это значит приехать во время репетиции и во время концерта и справиться у
артиста о его самочувствии, настроении. Сегодня же все по-другому, нынче
артиста покупают: прислали ему деньги, а там хоть трава не расти. Старая
школа — это еще и абсолютная честность в отношениях продюсера с артистом,
когда ни той, ни другой стороне непонятно, как вообще может возникнуть желание
обмануть другого.
Конечно
же, большое значение имеет обстоятельство, что она выросла и живет в семье,
которая не особенно нуждается в деньгах. Белла зарабатывает хорошие деньги, но
не это ставит во главу угла. Не побоюсь высоких слов, но работает она из любви
к искусству, из любви к артисту.
Она
женщина и при всех своих исключительно деловых качествах может проявить себя
чисто по-женски, например, что-то запамятовать... Но это и хорошо, потому что
она — не железная леди, а некоторые сложности ее характера с лихвой окупаются
всеми плюсами, которые дает наша совместная деятельность.
Интересно,
что, познакомившись и подружившись в 1983 году, мы начали «плотно» работать
только с 1989 года. Эпизодически она помогала в моих питерских проектах, а с
1990 года мы с ней уже на контракте, который подписали между собой в штате
Нью-Йорк.
Мне
доводилось читать, что есть такие артисты, которым ни менеджер, ни продюсер не
нужны. Это неправда. Я знаю только одного такого человека — Иосифа Давыдовича
Кобзона, который уникальным образом совмещает в своей голове и бизнес, и
творчество. Впрочем, даже Кобзону нужен преданный ему деловой человек. И мне
нужен. Во-первых, мне не хватает времени, во-вторых, я не умею считать,
договариваться, мне неудобно делать некоторые вещи, которых я просто не знаю.
Да и вообще, когда артист начинает считать, доставать, уговаривать, выбивать,
он теряет что-то и в творчестве, и в имидже. Его голова забита теми вещами, о
которых ему думать как бы и не пристало... Если ты сам звонишь какому-то
организатору концерта и разговариваешь о малозвездных делах, то как к тебе
будут относиться?!
Артист
должен быть артистом. К нему даже самые крутые бизнесмены должны подходить как
к какой-то загадке, как к чему-то недосягаемому, а не решать с ним материальные
проблемы. Артист должен находиться в другом измерении. Ну не может он лезть в
проблемы колбасы с сыром — ему это должны принести, хотя он и знает, сколько
это стоит, как тяжело берется. И не потому, что он такой крутой, а потому,
что таким крутым он должен быть для людей. Как только артист будет сам стоять
за бутербродами в очереди, к нему тут же люди начнут относиться немножко
по-другому, хотя и хорошо: все эти проявления рубахи-парня не прибавляют ему
популярности.
Я
ненавижу модную иностранную терминологию — шопы, маркеты... Но в современном
русском языке не вижу другого термина, как «продюсер». Администратор — это
меньше, это в хорошем смысле слова человек-исполнитель. Продюсер — тот, кто
может дать совет, определить стратегию, кто прорабатывает крупные проекты,
отвечает за них, может сказать либо «да», либо «нет». И в какие-то моменты я
должен подчиняться Белле Михайловне Купейной, если доверяю своему продюсеру,
его опыту, его интуиции. Продюсер — это человек, который зайдет и в Кремль, но
может отправиться и в соседний магазин. Такое вот, на первый взгляд, странное
сочетание.
Любой
проект Розенбаума за эти прошедшие девять лет — наполовину мой и Беллы. Даже
если я задумываю проект, то всем его исполнением занимается штат людей,
помогающих Купсиной. Ее огромной удачей был мой концерт 9 мая 1995 года на
Дворцовой площади. Ее замечательным продюсерским проектом было мое сорокалетие:
приезд гостей, концерт, съемки. Если доживем до «полтинника», то устроим что-то
сумасшедшее!
У
талантливого продюсера должен быть не только необходимый набор определенных
качеств, но и свой конек. У Беллы — это абсолютное попадание в цель при общении
с людьми. Ее внешность (это замечено многими) либо сразу располагает, либо отталкивает
людей. Середины не бывает! Вообще внешность продюсера — это безумно важно. Ее
внешность — это ее козырь. Например, начиная какой-то проект, Белла приходит,
заводит разговор, и «мужики сразу падают!». Ну а женщины по-разному реагируют:
умные при этом все понимают и оценивают.
«Шубовская
школа» учит еще и выдержанности. Вот я, к примеру, могу завестись и столько
наговорить... Белла меня уберегла от многих вспышек. Она удивительно точно
определяет, где ей быть: где стоять рядом, а где отойти чуть в сторону. И
ничего зазорного тут нет: не потому, что я выше, а потому, что я артист. С
артистом президент может общаться, а с продюсером, пока его не представит ему
артист, не поспешит заговорить. Хотя некоторые нынешние модные продюсеры
назойливо лезут вперед и по всем каналам раскручивают свое имя.
Но
старое администраторское правило гласит: артист главный! Если не будет
артиста, то все остальные будут голодными. У нас многие понятия в нарождающемся
шоу-бизнесе пока смещены: ну кто на Западе знает имена продюсеров? На наших же
посмотришь — нет круче! Так и хочется сказать: «Ну кто вы такие? Я умру завтра
— и до свидания, идите на кислород». Хотя я точно знаю и не устану повторять,
что без своего продюсера и своей команды я потеряю многое... Если не все.
Белла
не продюсер всех, она только мой продюсер. И когда я, неровен час, закончу с
этим делом, она никогда не будет продюсировать другого артиста. Продюсер должен
умереть в артисте! И если Беллы не будет со мной, я другого такого продюсера не
найду.
Как
для любого артиста, для меня очень серьезное испытание — концерты в Москве, в
Государственном концертном зале «Россия». Осенью традиционно ежегодно я
выступаю здесь с новой программой. В организации этих концертов и во многом
другом, что не связано с творчеством, нам помогает руководитель культурного
фонда «Артэс» Александр Достман. Его работа — это тоже искусство.
Я
не считаю, что артист должен творить голодным. В один из моих приездов в
Америку владелица корпорации, в которую входила и студия, где я напряженно
записывался, предложила мне отдохнуть дней пять на ее вилле во Флориде.
Чудесная вилла — 250 акров земли, на лужайке вертолетная площадка, бассейн и
все прочее... Отдыхаю. Но она, настоящая американка, выписала мне туда
прекрасный рояль: а вдруг я подойду к инструменту, начну сочинять? А это же
будут и ее «бабки»! Мне действительно захотелось. Должен сказать, что такой
музыки я не писал никогда, таких прекрасных гармоний я прежде просто не мог в
себе расслышать. Так надо ли творцу быть голодным? Чушь! Да, мне удавалось
кое-что сочинять: «Вальс-бостон», «Глухари», к примеру, тот же «Гоп-стоп» или
«Только шашка казаку»... Но то, что я сочинял на том рояле... Нет, здесь это не
услышится... Там думаешь о другом — не о быте, не о том, что надо то-то и то-то
достать.
Вот
маэстро Эрнескас говорит, что за песнями нужно ходить пешком, а не ездить на
«Кадиллаке». Думаю, за песнями можно и
на «Кадиллаке» ездить — не в способе передвижения дело. Кстати, наблюдать
жизнь из «Кадиллака» приятнее, чем из автобуса, — больше видишь. Да, поэту,
гораздо лучше смотреть на мир из «Кадиллака». А «Кадиллаком» — пусть он будет у
каждого — все же сыт не будешь: из него надо и выходить, ножками среди людей
топать. Тогда совесть зажиреть не позволит. Почему я не жирею? Поглядите на
наших политиков. Их, скажем так, физиономии уже в телевизор не влезают... А не
так давно лица были! Это нормально? Для них — нормально. Но я в их «тусовках»,
где, как я недавно написал, «расстриги властвуют, КПССные», не участвую.
Если у человека есть деньги, то сегодня, в период наступающего
капитализма, они должны крутиться. Их нужно вкладывать — деньги не должны
лежать в чулке. И у меня деньги в обороте. Сам бизнесом я не занимаюсь, просто
вложил средства в магазин и два ресторана: один — в Санкт-Петербурге, другой —
в Нью-Йорке.
Вообще в Нью-Йорке в русские рестораны люди ходят по выходным. В будние дни
плохо ходят, в
будний день вообще почти никого не бывает. Это специфика русской публики,
оттого что они тяжело и много работают. Регулярно мой партнер в Нью-Йорке мне
сообщает, как в ресторане идут дела.
Ресторан
мой особой прибыли не дает... Зато мы с вами можем там кофе попить, пообедать.
И как бы ничего не заплатим. Некоторое ощущение самообмана: я вроде кушаю и
вроде не плачу. Но в сотый раз напоминаю, что я всего лишь совладелец. Когда
меня называют бизнесменом, прихожу в ярость. Или называют ресторатором. Какой
же я — ресторатор? Ресторатор — человек, который занимается только этим. Разве
Паваротти — ресторатор? А ведь у него шикарный ресторан в Майами. Или Миша
Барышников, Роберт де Ниро, Алла Борисовна, еще масса людей... У меня просто
в это дело вложены деньги, причем в
очень малом проценте по сравнению с другими совладельцами. Мы счастливы, что
он хоть не приносит нам убытков.
Никто
не спрашивает у Паваротти, не мешают ли ему петь ресторан, в который он вложил
деньги, и езда на супермашинах. И у Сталлоне с Брюсом Уиллисом и Шварценеггером
не выясняют, не мешает ли им сниматься в кино сеть их ресторанов «Планета
Голливуд». Когда меня спрашивают об этом серьезно, я завожусь: «Вы что же,
считаете, что я за стойкой стою? Или пою зазывалой перед воротами своего
ресторана, чтобы в него заходили?»
Я
люблю комфорт в жизни, хотя нахожусь в нем очень редко. Потому что самый
шикарный номер в гостинице — это не мой дом, а казенный. Езжу на «Кадиллаке»
с водителем, потому что не было времени самому учиться. Заработал на машину
своим горлом и купил ее на гонорар не за один концерт, к сожалению, хотя
артист моего уровня на «диком» Западе с одного концерта может купить себе
десять «Линкольнов» или «Кадиллаков». И еще сдача останется...
Здесь
в ресторане знают мои вкусы: обожаю гречневую кашу с молоком — быстро, дешево
и сердито. Раз в день могу ее съесть с удовольствием. Остальное —
традиционно: жареная картошка, мясо, курица. Дома без фруктов не обхожусь:
должен непременно съесть яблоко, грушу, гроздь винограда, причем жую, когда
смотрю телевизор. По телевизору смотрю все. У меня «тарелка» на доме, двадцать
четыре программы. Обожаю фильмы про животных, уже двадцать две кассеты с ними
собрал. Это — мое самое любимое. Люблю кофе. Вообще олицетворяю собой
классический тип мужика: когда голодный — раздражен, лицо мое неблагостное.
Правда,
я уже стал гурманом — в этом отношении меня испортила гостиничная жизнь и
заграница, Приходишь в гостиничный
буфет и видишь неизменное «лангет — эскалоп — солянка — лапша...». Но ты же не можешь есть это постоянно, поневоле
захочешь чего-нибудь необычного и
вкусненького. А это получается редко, потому что у нас и в частных кафе, как
правило, тоже один и тот же набор — поросенок, грибы, окрошка... Вот за
границей с этим повеселее: хочешь — идешь в китайский ресторан, хочешь — в
японский, хочешь — в португальский. Последнее время у нас тоже с этим дело
налаживается.
Слава
Богу, дома у меня хорошо готовят и слабости мои знают.
Деньги
— это средство для достижения цели. Вот если деньги — цель, тогда туши свет. Мне
нужно много-много денег, и мне их никогда не будет хватать. Чтобы осуществить
сегодня мою мечту — записать пластинку в сопровождении симфонического оркестра,
— нужно выложить как минимум полмиллиона
долларов: на репетиции, аранжировки, запись. У
меня их в помине нет. К спонсорам не хожу, поэтому я и должен зарабатывать в
поте лица. Кому-то не хватает на колбасу, и для него деньги — тоже средство для
достижения цели: прокормить семью. А кому-то не хватает десяти миллионов
долларов на приобретение очередной нефтяной вышки.
На
Западе есть поговорка «Благотворительность — удел богатых людей». Человек,
которому самому нечего есть, не сможет никого накормить. Главное — это всегда
оставаться человеком: если ты богат, поделись с теми, кто нуждается. На один
концерт за деньги приходится дать десять благотворительных. За концерты в
институтах, в милиции, армии, на флоте, в цехах, зонах денег не беру.
Милосердие должно быть не просто словом, лозунгом, оно должно быть делом. Мне
рассказали о предпринимателе, который на тысячу долларов купил яблоки детям из
спецдетдома. Этому человеку я хотел бы пожать руку. Поддержать больных детей
хотя бы яблоками — это уже конкретное дело, это лучше, чем перечислять деньги в
мифические фонды, из которых они неизвестно куда и на что уходят. Если бы
каждый богатый человек мог конкретно помочь детям, это было бы хорошее дело.
Милостыню
подаю всем, кому считаю нужным, — безногим, безруким инвалидам, пенсионерам, бабушкам
сгорбленным и скрюченным. Но сразу вижу, кто «на работе», — здоровые
краснощекие мальчики с веселыми глазами. Им я не подаю из принципиальнейших
соображений, так как дармовые деньги развратят их еще больше.
Не
надо много говорить о помощи, надо просто помогать. Тем более если вы можете
дать бесплатный концерт. Мы не питаемся святым духом — артистам тоже нужны
деньги. Но надо периодически выступать, не думая о них. Если ты действительно
любишь людей, выйди, спой им... Потом
заработаешь свои деньги. Например, уже несколько лет подряд 9 мая я устраиваю
праздник ветеранам.
Мне
понравилось, как кто-то сказал: «Я не новый русский, я старый еврей». А я не
новый, не старый, а просто нормальный человек, профессионал, который волен
распорядиться честно заработанными гонорарами. Захочу — куплю иномарку или
построю студию звукозаписи. А могу и пожертвовать деньги на благое дело или
выступить бесплатно. Кстати, вряд ли найдется другой артист, который дал больше
трехсот благотворительных концертов — в колониях, тюрьмах, в воинских частях,
на военных судах, погранзаставах. Может быть, только Иосиф. Развитие и
поддержка науки и культуры — это святая обязанность каждого человека. Полагаю,
что заниматься этим — мой долг. Если каждый из нас начнет делиться, то мы
бедность нашу переживем гораздо легче. Моя организация и я, в частности, чем
можем, тем помогаем. Считаем своим долгом заниматься благотворительностью в
Первом медицинском институте, который я закончил, и в одном из крупнейших
вузов нашей страны — в университете.
Несколько
лет назад при Академии МВД, которая у нас в Лигово, был основан общественный
университет культуры. Ректором там был Кирилл Лавров, кафедру архитектуры вел
покойный Аникушин, кафедру кинематографии — Елена Драпеко, а кафедру
эстрадного искусства — ваш покорный слуга. Званий профессорских, конечно, не
было. И лекций в буквальном понимании — тоже. Был просто разговор об эстраде,
об искусстве, были вопросы... Шло нормальное общение. Не думайте, что все
постовые — обязательно тупицы. Люди в Академии МВД по интеллекту и культуре —
на зависть другим академиям. То мое дело до недавнего времени называлось
«общественная нагрузка». И я взял ее с удовольствием. А почему бы и нет? Мне
тоже нужно, чтобы, грубо говоря, «мент» разбирался, что хорошо и что плохо в
эстраде. Естественно, никаких денег я за это не получал, никаких льгот не
поимел... И шинель милицейскую я тоже не надел. Организатором и душой всего
этого был мой хороший приятель Саша Никитенко. Когда же он перешел в главк, он
перенес свою идею на более высокий уровень.
В
определенной мере я общественный деятель. Не просто вхожу в советы различных
общественных организаций
(например, в еврейское
общество «Маккаби»), но еще и каждодневно общаюсь с людьми, веду переговоры, решая вопросы,
подчас не имеющие отношения к моему творчеству. Я — вице-президент крупного
петербургского акционерного общества «Великий город» по вопросам культуры.
Как
вице-президент акционерного общества, я большей частью занят самим собой. Я же
не занимаюсь промышленным бизнесом, чугуном или апельсинами — на это есть
другие люди. У меня мой отдел, который называется «гастрольно-концертный». Иногда
хожу на презентации — как артист, работающий вице-президентом. Но времени на
это практически не бывает: сплошные гастроли.
Уезжаю
из офиса обычно в 5—6 часов, а дома появляюсь в 9—10 вечера. Если нет
выступления, стараюсь завернуть по дороге на петербургское «Русское радио», в
студию «Ночное такси» к своему доброму приятелю Александру Фрумину. Почти все
«домашние» дни стараюсь использовать для записи. Благодаря Александру Фрумину
имею возможность приехать в студию в любое время дня и ночи и провести там
столько часов, сколько душе угодно. У нас процесс безостановочный: заканчиваем
работу над одним диском — начинаем запись следующего.
Домашние
вечера посвящаю жене, дочке, собаке. С десяти вечера до трех ночи у меня —
«личное время». Прихожу домой совершенно вымотанным. Я же имею дело с людьми,
с проблемами, затрагивающими душу, сердце. Это гораздо тяжелее для состояния
мозга и коронарных сосудов, чем тот же бизнес. Максимум, на что способен
поздним вечером, — плотно поесть, погулять с собакой и улечься. Включаю
какую-нибудь видеожвачку и под нее благополучно засыпаю. Если, конечно, у меня
нет в этот момент «творческого зуда». Ну а если возник, могу до пяти утра
просидеть.
Могут
сказать, что я сейчас живу вполне благополучно. Да нет, просто сегодня гонения
иные, меня никто не сажает в тюрьму, не отправляет в психушку. Но когда Женя
Гинзбург снял про меня фильм «Утиная охота», на ТВ картина так и не появилась.
Мне передали фразу одного клерка: «Фильм-то хороший — персона не та. Вот был
бы кто-нибудь типа Добрынина, был бы и рейтинг». Ни в коем случае не подумайте,
что жалуюсь. Но Розенбаума и сегодня надо пробивать так же, как и в старое
доброе советское время. Человек независимый, имеющий собственное мнение, в
нашей стране всегда находится под прессом. Но я такой, какой есть, таким и
буду. А квартира, машина и дача — ей-богу, не главное, для нормального человека
деньги — лишь один из атрибутов благополучия, причем не самый важный.
Главная Интервью Книги FAQ В ГосДуме Анекдоты и байки Афиши
Ссылки Гостевая Обратная связь Написать
письмо Об авторе сайта