Я — РАБОЧИЙ СЦЕНЫ
Для
чего живут композитор и поэт? Для того, чтобы их музыку, стихи исполняли,
пели, читали.
Запросы
и нужды слушателей всегда одинаковы, потому что их интересовал и интересует
разговор на вечные темы. Меня не интересуют какие-то сиюминутные проблемы. А
желание жить лучше, честнее, хорошо воспитывать детей я считаю вечными вопросами
и мыслями, потому и выбираю темами своих песен то, что близко и дорого каждому
человеку.
Конечно,
в своем творчестве я хочу выразить себя. Но ублажать кого-то своими
сокровенными мыслями я никогда не стремился. Другое дело — принести своим
трудом радость и удовольствие людям. Архитектор, создавая проект дома, думает
в первую очередь о людях, для которых он предназначен, а потом уже о
воплощении своего «я». Так и я хочу, чтобы мои слушатели получали от меня
что-то доброе для души, для сердца. А в том, что кто-то творит только для себя,
я вижу проявление утилитарной, ремесленнической психологии. Я не понимаю тех
актеров, которые могут сказать о своей публике: «Да мне наплевать, понравится
им или нет то, что я делаю». Истинный художник так никогда не скажет.
В
своем творчестве я абсолютно свободен. Если человек считает себя творческим, он
должен говорить то, что думает. Или не то, что не думает, — но в этом случае
от лица того или иного своего персонажа. Я стараюсь говорить не о проблемах
общества в целом, а о проблемах конкретного индивида, человека. А проблемы
общества — они ведь и вырастают из этих частных проблем.
Никогда
не сомневался в том, стоит ли какая-то песня затраченного на нее времени. Любое
творчество полезно. Песня может получиться или не получиться, но размышлять о
том, стоит ли ее мне писать, — это то же самое, что женщине сомневаться в том,
рожать ей или не рожать, когда она уже беременна.
Как
судить по песням о моей жизни? Сложно ответить на этот вопрос определенно.
Иногда, конечно, можно о ней судить, но именно иногда. Я ведь в одной песне
могу что-то вспомнить из прожитого, в другой пофантазировать о том, что могло
бы быть, а в третьей сказать о том, что происходит со мной сегодня...
Никогда
не определял никаких «периодов». Пишу, как уже говорил, о том, что созвучно
душе: может, завтра я напишу ноктюрн, а может, «блатную» песню.
Нет
у меня и политических песен. Говорят — «гражданственная песня». А что это
такое? Любовь — это гражданственное чувство? А спорт, архитектура? Афганистан
— гражданственно? Если вы поете о гражданах, то все гражданственно. Поэтому как
я могу пройти мимо того, что увидел в Ленине сегодня? Раньше ведь у меня не
было о нем информации: в газетах-то писали только одно.
Я
считаю Ленина самой гениальной личностью нынешнего века. Он — негодяй, но это
же не отменяет его гениальности? И город, его именем названный, его городом и
остался. Да какой он Петербург?! Ленинград! А санктпетербуржцев последних,
вымирающих, я встречаю в Нью-Джерси, в одном городке под Парижем, в Канаде...
Мальчик Пущин, потомок декабриста, писал моей дочери-девчонке: «Милостивая
государыня Аннушка!» И в конце просил передать «Поклон Вашим маменьке и папеньке»...
Вот где настоящие петербуржцы живут! А не тут, в ленинской «колыбели
революции»...
Я
пою о том, что Ильич оставил сиротами миллионы детей, потому что своих не
имел. В детстве я был председателем районного штаба красных следопытов, и
когда слышал в 12 часов ночи Гимн Советского Союза, то не мог не отдать честь.
Только потом засыпал. И Ленин тогда для меня был, как и для многих десятки лет
назад, почти богом. А потом я повзрослел, встал на ноги, поехал за границу,
прочитал огромное количество мемуаров его современников. У Ленина было два
любимых слова — «говно» и «расстрелять». Он говорил: «Расстрелять всех
саратовских проституток, которые спаивают наших красноармейцев». Извините, но
мне с таким человеком не по пути. Я написал одну песню о Ленине, а еще десять
про казаков. Почему я не должен писать о том, что меня волнует?
Когда
я работал реаниматологом, то точно знал, что я — реаниматолог, и занимался
своей работой, которой меня учили. Если теперь мои песни помогают кому-то
воспрять из пепла как птице Феникс, то я счастлив. Но если я начну сознательно
«нести разумное, доброе, вечное» и говорить: «Я несу Вам вечное», то это
будет то же самое, чем занимаются наши прославленные поп-музыканты.
«Реанимируйтесь! Внимание! Я дарю вам искусство! Ешьте! Хавайте...» Уже
послезавтра меня перестанут уважать. Вот как наших эстрадных звездочек, которые
вспыхнут и через год погаснут. Потому что они не уважают свою аудиторию. Хотя в
каждой газете кричат, что уважают, любят. Врут. Ну, и публика их соответственно
также...
Все
свои шлягеры я написал очень быстро. Только оговоримся, что под шлягером мы
понимаем популярное произведение. Не люблю, когда это слово произносится с
оттенком дешевизны. «Страсти по Матфею» Баха — тоже шлягер. Так вот, шлягеры
свои — «Гоп-стоп», «Утиную охоту» написал очень быстро, «Казачью» — за десять
минут. Это момент, равнозначный удару яблока о голову Ньютона. То, что
называется вдохновением, озарением. Только к этому успеху, молниеносному
действу ты должен быть подготовлен многолетним тяжелым трудом. Закон
всемирного тяготения с помощью одного яблока, упавшего на башку, не откроешь.
А
самая «долгая» песня — «Бабий яр»: лет шесть писал ее. Откладывал, убирал,
снова доставал. Шлягеры, которые делаются быстро, как правило, сразу уходят в
народ. Но с точки зрения искусства песни, писанные тяжело, но в конце концов
получившиеся, ценнее.
Психология?
Зрители говорят, что «Глухари» — это про меня. «Утиная охота» — про меня,
«Вальс-бостон» — про меня. И говорят это люди самого разного социального,
образовательного уровня. А я не про кого-то конкретно пишу, а про всех нас.
Страх, любовь, одиночество, детство в чистом виде все мы понимаем совершенно
одинаково, хотя у каждого на этот счет есть свой опыт. Поэтому если качество моих
песен условно принять за 100 процентов, то, не будь в моей жизни медицины, они
бы выше 50—60 процентов не вытянули.
Есть
злободневные темы, они должны быть, и они будут. И совершенно точно, что
некоторые песни не останутся. А вот «Утиная охота» — она не злободневная, она
актуальна всегда. И казачьи — они, уверен, всегда будут актуальными. И песни,
посвященные Великой Отечественной войне, потому что это история, это память.
Что касается, например, «Анафемы», то не знаю, это сегодняшняя песня? Но думаю,
что и она еще довольно долгое время будет актуальной. Я не могу сказать, что
пишу однодневки или даже десятидневки. Большинство песен у меня, несмотря на
всю их внешнюю конкретность, все-таки общечеловеческие, значит, актуальные
надолго. Мне, вообще-то, трудно об этом говорить. Это дело людей, которые
просто слушают и просто поют.
Вот
песня «Полем-полем» — мой суперхит, моя философия. Свой концерт не могу
заканчивать развлекательным номером: не буду петь «Гоп-стоп» или
«Санта-Клаус», даже если они будут замечательно проходить на публике. Не могу
заканчивать и песней «Иерусалим», потому что я не в Израиле. Но случается
такой кайфовый и веселый концерт, что я беру гитару и пою «Извозчика».
Конечно,
это песни разные: и по возрасту (согласитесь, человек по-разному видит мир и
реагирует на него в 25 лет и в 45), и по уровню творчества. Но мысли мои и
чаяния, какими они были тогда, такими же и остались сегодня. Моя
принципиальная жизненная позиция не изменилась, она все та же, что и много лет
назад. Просто сегодня уже можно сказать о наличии приобретенного опыта.
Пожалуй,
есть несколько песен, потребовавших от меня чего-то большего, чем обычно.
Правда, отвагой я бы не стал это называть. Одна из них — «Черный тюльпан». Я
был в Афганистане три раза и знаю, что такое потеря товарища, друга, знаю, каким
бывает трупный запах. Как я там оказался? Мне хотелось проверить себя как
человека на этой войне. Да, почти по Хемингуэю... И то, что я увидел там, было
страшно.
Военная
тема для меня — это и воспоминания о прошлом, о доле народной, о его подвиге, и
отрицание войны будущей. Все мальчики хотят проявить свою мужественность,
поэтому в детстве играют в рыцарей, выстругивают себе деревянные мечи. Некоторые
вещи им сразу не понять. Я вот лишь годам к восемнадцати понял, что такое
двадцать миллионов погибших. Отец всю войну провоевал, человек он сильный, а я
вижу каждый раз 9 Мая во время Минуты молчания слезы в его глазах.
Думаю,
что искусство должно воздействовать не на прямое сознание, а на подкорку. Если
спеть прямолинейно марш мира, то это не заденет (или заденет слабо), потому что
острота восприятия лозунгов в песне давно притупилась. Я стремлюсь действовать
по-другому — через шок, боль. Я пою о том, что может быть в новой войне — твоих
родителей уничтожат, жену обесчестят. Да, это страшные образы, но они работают,
они действуют.
Концерт
на Дворцовой площади 9 мая 1995 года — пока это был лучший и главный концерт
моей жизни, все в нем переплелось. Мой отец — фронтовик, и военные песни я
полюбил еще в раннем детстве, а писать о войне стал в восемнадцать—двадцать
лет. Темы Великой Отечественной, блокады — главные и святые для меня, и выступление
на Дворцовой площади в такой день — символ и мечта. Я счастлив, что пережил эти
минуты, что был «в порядке», что оправдал надежды многих людей, что доставил
радость фронтовикам, блокадникам и всем жителям и гостям нашего великого
города.
Военные песни и песни о моем городе — это мои визитные карточки.
Для меня Ленинград — это прежде
всего старый город, старые дома, старые дворы. Мои песни — это еще и ностальгия
по старым, хорошим, людским отношениям, коммунальным, дворовым. Но та доброта
уходит, теряется... Когда же я услышал, как об этом сказал Дмитрий Сергеевич
Лихачев, то аж в кресле подпрыгнул. Я о том же говорю в каждом концерте.
Люди
стали обеспеченнее, живут в отдельных; квартирах и одновременно стали более
разъединенными, злыми. Каждый замкнулся в своей скорлупе: моя машина, моя
квартира, мой телевизор. А я вспоминаю свое дворовое детство, наши игры в
лапту, штандер, колдунчики, соловьи-разбойники. После детства прошло уже лет
тридцать, а я все равно живу в том мире, мне его очень не хватает. И когда я
вижу, что сегодняшние дети уже не играют ни в лапту, ни в штандер, ни даже
просто в чижика — мне нехорошо. Дворы воспитывали коллективизм, дружбу.
Конечно, были и шалости, и разбитые (о ужас!) футбольным мячом стекла, и даже
настоящее хулиганство. Но были и верность, и дружба, и незыблемый кодекс чести.
А сегодняшние дворы пустуют. Ребята даже в гости друг к другу редко ходят. Вот
почему я так часто возвращаюсь в прошлое своего города. Мне хочется с помощью
этой темы как-то расшевелить людей, сделать их лучше. Магнитофоны, видео,
цветные телевизоры — все это я понимаю и не отвергаю. Но ведь нужно и еще
что-то...
Когда
говорят, что искусство неполитично, — это бред, потому что любое искусство
политично. В той же степени, как и социально. При достаточном таланте и чувстве
вы, конечно, влияете на человеческую душу. Популярный артист — это общественный
деятель. Он не политический деятель, нравится это ему или нет, принимает он это
или нет, но он общественный деятель. Потому что популярного артиста слушают и
любят, я не боюсь этого слова, миллионы, особенно в нашей огромной стране.
Между словами «исполнять» и «петь» есть
большая разница. Исполнять — это значит быть актером, это значит сопереживать
тому, о чем ты говоришь людям в зале... Я стремлюсь к ощущению себя артистом,
но не артистом с маленькой буквы, а Артистом с большой буквы. Артист с большой
буквы — это больше чем профессия. Артист с большой буквы не с точки зрения
самовосхваления, а с точки зрения овладевания профессией. Я не звезда, я не
топ, я не символ, я артист, я рабочий сцены: тружусь честно и не думаю об
успехе. Никто из нормальных людей не скажет, что я халтурю. Я — рабочий
человек, я на сцене работаю и стараюсь делать честно свое дело.
Ведь
все очень просто: кто-то футбольный тренер, кто-то токарь, кто-то учитель, а я
— певец. Это моя работа. Когда мои близкие приходят на концерт и видят меня после
выступления бледного и потного, то понимают, что моя работа, мой хлеб —
тяжелые. За три часа концерта я с точки зрения эмоциональной и физической
выкладки делаю то, что на лесоповале не могут сделать за 14 часов. Песня, моя
песня — это очень серьезно.
Мое
кредо — говорить простым языком, близким народному. Многие песни звучат у меня
от первого лица: это я так понимаю жизнь. И наконец — я считаю себя
гражданином.
Слава
— это очень приятно. Терпеть не могу, когда артист говорит: «Ах, как я устал от
славы, мне она не нужна!» Врет! Завтра я у него отключу телефон, не возьму ни
одного автографа — и ему кранты будут. Но славу надо воспринимать как аванс от
людей. У меня на протяжении многих лет — полные залы зрителей, и я постоянно
пишу новые песни. Сейчас уже двадцать два диска, готов еще три записать,
потому что я не могу не оправдать надежды, любви и уважения тысяч людей. Как
только артист, выходя на сцену, начинает «дарить» свое «гениальное» искусство,
он — конченый человек. К сожалению, сегодня такое дарение очень
распространено, а «гениальное искусство» забывается всеми через два-три года и
теряет смысл.
Российский
зритель сейчас очень изменился... Я счастлив, что прошла мода на Розенбаума. Ко
мне приходят теперь мои люди, знающие. Ходят не на скандал, а на песни. Когда
несколько лет тому назад впервые появилась афиша с моим именем, значительная
часть публики пришла с надеждой услышать «Гоп-стоп», «Нинку как картинку» и
другие вещи из «одесской» серии. Теперь публика уже знает, на что идет. Мне думается
— идет за мыслью. Сама эта мысль может приниматься или нет, это уже другое
дело. Но слушатель знает, что он встретит.
Я
люблю выступать в различных аудиториях, безотносительно к тому, двести там
человек или двадцать тысяч. Управлять «стадионным» концертом нелегко, но если
ты слышишь, как в паузе летает муха, а десять тысяч зрителей замерли — это
греет сердце артиста. Хотя сами программы будут разными: для камерной
аудитории будет один концерт, для массовой — совсем другой. Все зависит от
того, что за город, какая площадка. Я часто выступаю в НИИ, вузах, в армии.
Последние
пару лет я просто отдыхаю на концертах, глядя на публику. Раньше гораздо
больше людей вопили: "Гоп-стоп"! В натуре, Санек, давай! "Нинка
как картинка"!» Сейчас я стал возвращаться к тому, с чего начал.
Больше
того, две последние программы «Окна души» и «Транссибирская магистраль»,
организованные при поддержке культурного фонда «Артэс» и лично моего
давнишнего товарища, талантливого организатора Александра Достмана, показали —
публика достойна самого большого уважения, достойна хорошей работы и хорошего
шоу. Два года подряд мы с Борисом Красновым делали из моих выступлений
настоящий спектакль, с грандиозными декорациями. Это большие хлопоты и большие
расходы. И я вижу — публика это ценит. Зал работает со мной, чувствуется
отдача.
Народ
не обманешь, как бы ты ни старался и сколько бы ты ни тратил на этот обман.
Молодежь сегодня все-таки начала понимать то, что «юрочка-фигурочка,
славочка-лавочка и два кусочечка колбаски» — это не главное. Я рад, что
молодняк начинает понемножечку сечь, на что обращать внимание и к чему идти.
Если они пойдут на Штоколова, или на Образцову, или на Володю Мулявина, то меня
это будет так же греть, как если бы пришли ко мне.
Раньше
бывало такое: выходишь на сцену и не любишь публику, которая сидит в зале. Как
правило, происходило это или в Союзе писателей, или в Союзе композиторов, или
еще в каком-нибудь подобном месте. Там, где люди выпустили двадцать пять тысяч
книжек, написали тридцать восемь тысяч сонат или двадцать тысяч опер, восемь
тысяч балетов. Они же все гениальные, а их никто не знает. И тут к ним
приходит какой-то Розенбаум, какой-то «Гоп-стоп» поет...
Я
по натуре боец — люблю и умею побеждать. И если сидит их человек двести, то сто
пятьдесят из них я точно перекую.
Но
говорить о том, какая публика лучше или хуже, нельзя. Мне любая публика родная.
Когда я выхожу на сцену, то к публике отношусь изначально уважительно. Люди,
особенно сегодня, пришли на концерт, купили билеты за довольно-таки большие
деньги...
Раньше-то
ведь как было? «Пойду-ка я сегодня на Жванецкого, завтра — в цирк на
карликов-лилипутов, послезавтра — в кукольный театр, а потом — на Пугачеву».
Билеты стоили 2 рубля 50 копеек, 3 рубля... Сегодня люди ходят на концерт не
ради любопытства, а к тому, кого они любят. Значит, ты изначально должен
уважать свою публику за это.
У
меня в песне «Одинокий волк» есть такие слова: «Ты владеешь миром, как будто и
не стоишь в нем ничего». Нужно очень четко понимать, что ты ничем не лучше, чем
классный пекарь, классная портниха и так далее, если не хуже. Моя публика для
меня одинакова: что в Петербурге, что в Урюпинске, что в Сыктывкаре, Норильске
или Москве. Другое дело, что в Питере публика довольно сложная и питерцы
смотрят на меня как на свою собственность. Я точно знаю, что здесь ко мне
относятся с гораздо большей требовательностью, чем в любом другом городе.
Я
работал во всех городах страны, именуемой Советский Союз, И везде практически
меня встречали так, словно готовы расстелить ковровую дорожку из аэропорта до
любого помещения, которое я выберу. В любом городе, включая Москву. Но... не
дома... Как объяснить это равнодушие, как объяснить, что на последние концерты
в Питере ко мне не пришел ни один человек из городской газеты? В каждом городе
— по двадцать пять журналистов, а в этом — не надо!
Меня
спрашивал еще помощник Собчака: «Вы контактируете с комиссией по культуре?» Я
бы контактировал, если бы кто-нибудь из депутатов пришел узнать, может,
Александр Яковлевич чего-нибудь попросит или сам захочет помочь кому-нибудь?
Например, певцу Анатолию Королеву, помните: «Опять от меня сбежала последняя
электричка». Он стадионы собирал... а сейчас он без двух ног. Я ему машину
выпрашивал. Сейчас он на хрен никому не нужен! Нет, в этом городе очень
интересное кино происходит...
Я
музыкант. Вчера я выступал с духовым оркестром, завтра выступлю с
симфоническим, послезавтра — с рок-группой, и, поверьте, хорошо это сделаю.
Если я не делал аранжировок и не выступал вместе с музыкантами раньше, то лишь
потому, что не имел соответствующего положения и заработков, чтобы кормить их и
их семьи. Я мог завтра захотеть сниматься в кино и уехать на несколько месяцев.
Что тогда будут делать мои музыканты? Щелкать зубами? Я сам слишком долго был в
их шкуре, чтобы теперь стать суперзвездой, плюющей на своих музыкантов.
Я
люблю людей и считаю себя ответственным человеком. Я должен отвечать за людей,
работающих со мной и питающихся благодаря мне. В прежние годы, сами понимаете,
оркестр мне бы просто никто не дал, а чтобы взять оркестр сегодня, ему нужно
платить огромные деньги из собственного кармана. У меня таких денег нет. Нужно
оплатить монтаж декораций, аренду зала... Спасибо «Артэсу», они блестяще
организовали мои московские гастроли, здорово помогли, и я им очень
благодарен. Но в других местах, чтобы сделать такую сцену, мне нужно платить
из собственного кармана. А декорации придется возить на собственном самолете:
ни на чем другом довезти их невозможно.
Меня
спрашивают: «Не хотите открыть свой театр песни?» В моем понимании театр — это
несколько больших спектаклей. В одних спектаклях Розенбаум участвует, а в
других меня нет. И чтобы люди пришли на спектакли, где меня нет, — для этого
нужен большой бюджет. Миллионов десять долларов, если делать все по-хорошему —
помещение, костюмы, постановка, реклама...
У
меня таких денег нет опять же. Спонсоров же у меня нет, поскольку существует
такое хорошее русское выражение «западло». Так вот, мне западло ходить по
спонсорам. А сами они ко мне не ходят. Так что говорить о театре песни
Розенбаума пока рано. Но назревает необходимость создать свою творческую
мастерскую. Я собираюсь подтягивать к себе людей, которые смогут петь мои
песни. Например, песню «Маруся завязала» со мной исполняет Татьяна Кабанова.
Это известная исполнительница из Питера в жанре «русский шансон». Еще в одной
песне «Ты любовь моя» у меня поют две ленинградские девочки дуэт «Анима». С
ними я планирую записывать новые песни. И так далее. Вообще, в Ленинграде у нас
много интересных артистов, которых никто не знает, — до Москвы это дело не
доходит. Я думаю, что именно из этих ребят буду создавать свою творческую
мастерскую. Я писать не устал. А гастролировать, как сегодня гастролирую —
бегаю по стране волком, уже тяжело. Мне не двадцать, и не тридцать. Скоро
пятьдесят. Да и хочется развивать формы.
Конечно,
и я сталкиваюсь с разными сторонами шоу-бизнеса... Вы меня часто видите на
телевидении, если меня не снимают на концертах? Потому что не платил, не плачу
и платить не буду. Хотя реклама — двигатель торговли, нужно показываться... Но
и тут однажды Тамара Максимова сделала мне козу на «Музыкальном ринге».
Сначала
она хотела сделать мой «Ринг» сольным. Но я отказался. Как боксер, я знаю, что
на ринге не может быть один боец — какой же это «Ринг»?! Тогда она предложила
сделать поединок между Розенбаумом и Токаревым. Я снова отказался. Не потому
что Вилли плохой человек, он замечательный человек, и у него замечательные
куплеты, но я-то не куплетист! У меня другая история. Тогда устроили передачу
вместе с исполнителями «русского шансона». Семь часов записи. И все семь часов
из зала один и тот же вопрос: «Как вы могли писать "блатные" песни,
да зачем этот "одесский цикл"?!» Я сто раз ответил вежливо, а на сто
первый сорвался: «Ребята! Да хватит уже доставать меня этими
"блатными" песнями!» Вот эта фраза прошла в эфир. Остальные вырезали.
Получилось, что Розенбаум отрекся от своих песен. С тех пор, вот уже почти
десять лет, приходится оправдываться, доказывать, что я совсем не то имел в виду!
Барды...
Там масса отличных ребят, но эти аппаратчики от КСП... Они просто душат все,
они сектанты: «Кто не с нами, тот против нас». Они — обком партии, чистый
обком. Но это не про шестидесятников — они были все разные, физики-лирики. Но
вот когда барды стали семидесятниками, то уже — бррр... отрыжка. А уж когда они
в восьмидесятых стали свои «движения» проталкивать... И пошли у них комиссии по
поиску молодых талантов, президенты, конкурсы, лауреаты...
Люди
в шестидесятых годах собирались у костров, на полянах просто песни петь. Это
было по времени. А когда это пролезло в восьмидесятые, это стало
омерзительным.
Меня
спрашивают: «Вы знаете Движение самодеятельной песни?» «Я? Движение
самодеятельной песни? Да вы что, очумели, что ли? Я знаю движение за
предоставление гражданских прав неграм Южной Африки. Но я не знаю движения
любителей аквариумных рыбок. Я не знаю движения собирателей спичечных
этикеток». Движение...
Ко
мне приходят ребята и говорят: «Дядя Саша, что за ерунда? Мы приходим на слеты
этих КСП-бардов, показываем песни, а нам говорят: «Это нам не надо, это
розенбаумщина».
Ну
не любите вы Розенбаума, но кому мешает нонсептаккорд? Кому помешала
уменьшенная седьмая ступень, объясните мне?!
Однажды
где-то на слете КСП жгли муляж Розенбаума. Меня обвиняли в том, что я ушел на
профессиональную эстраду за деньгами. А моя ставка была тогда 5 рублей, в
Клубе же самодеятельной песни мне давали за концерт 25.
Мне
говорили: «Что вы там поете в запах, во дворцах спорта? Приходите к нам, пойте
перед подготовленной публикой». Значит, академик, который меня слушает на
концертах, офицер или Вася от ларька — публика неподготовленная, а они — просветители,
элита, интеллектуалы. Поющие завлабы... Я не хочу их обижать. Но — всю жизнь в
палатке? Всю жизнь в палатке?! С дырочкой в левом боку... Это при социализме
имело смысл.
Сейчас
полупрофессионалов отовсюду гонят. Инфантилы и импотенты не нужны миру, который
стремится жить активно. Конечно, самих песен это не касается: их сочиняют,
поют и будут любить. Я имею в виду другое: функционеры от авторской песни губят
молодежь. Они — судят: это хорошо, годится для полянки, а это — не годится, это
«эстрада»...
Некоторые
умные, с поляны, говорят: «Ну что Антонов? «Вишневые, грушевые, тенистые, прохладные...»
А Антонова вся страна любит. Значит, надо подумать — за что его любят? Да дай
Бог им такие мелодии и такие слова, какие Антонов пишет. Юра Антонов — он может
нравиться, может не нравиться, но песни пишет народные, настоящие. «Под крышей
дома твоего» — это образ такой, который близок каждому человеку, потому что у
каждого человека есть крыша дома своего.
А
«вишневые, грушевые, тенистые, прохладные» — у каждого они были. И каждый
ходил по Липовой улице или хотел ходить. И каждый пойдет еще по этой тенистой улице
жарким летом, и будут через зеленые кроны солнечные лучи греть его седую или
стриженую мальчишескую голову. Это колоссальный образ. И тот, кто хочет найти
в этом суперпоэзию, никогда ее не найдет. Потому что она уже есть, а он ее не
видит, не слышит и никогда не услышит. Потому что это надо чувствовать.
А как они выходят петь эти свои песни?
Свитер и кеды. Согласен — это образ. Но ты потертые кеды должен приносить на
концерт как сценическую одежду, и свитер может быть рваный. Это твой имидж, твой
сценический образ. Так и принеси его чистый, на вешалке. А для них норма — от
костра сразу на сцену в той же самой одежде, потной и вонючей...
Я
очень не люблю наших рокеров, которые со сцены поют про голые-босые ноги, потом
садятся в шикарную тачку и едут домой. То же самое с этими бардами, только с
другой стороны. Они всю жизнь претендовали на мессианство. Восемь человек сидят,
гитара по кругу... А о том, что гитара строить должна, об этом ведь вообще речи
нет. Вот и начинаются эти звуки... Да при этом все хотят, чтобы Мандельштам с
Пастернаком звучали. Да не должны Мандельштам с Пастернаком в большом
количестве звучать под музыку, потому что у них музыка уже внутри стиха
заложена! Или вот такие строчки: «Не слышны в саду даже шорохи, все здесь замерло
до утра. Если б знали вы, как мне дороги подмосковные вечера». Не Шекспир
ведь, правда? А эта гениальная песня уже сколько держится! Барды говорят: «Эта
Пахмутова! Ну что такое Пахмутова?» Да с точки зрения музыки им всем до
Пахмутовой как до Луны.
Пастернак,
Мандельштам, Цветаева, Ахматова... Они, наверное, уже сколько лет в могилах
ворочаются от этих бардов, которые берут величайшую поэзию — и чешут.
Когда
заходит речь о бардах, я всегда говорю: «Я вам сейчас спою бардовскую песню.
Газета есть у кого-нибудь?» Мне дают газету. И я начинаю ее читать под музыку.
Под их так называемую музыку...
Я
не противопоставляю разные явления. В шестидесятых годах это было — класс, а
сегодня — все, ребята! Сегодня нужно на гитаре уметь играть, чтобы людей брать за
живое... Если этого не понять — так и будешь у костров сидеть. Они знают эту
мою позицию и очень обижаются. И совершенно напрасно, потому что я к ним
никакого зла не питаю. Просто хочу, чтобы каждый человек занимался своим делом
профессионально.
Я
бы не сказал, что совсем не люблю авторскую песню. Мне, например, очень
нравится Высоцкий, ранний Окуджава. Но к остальному — равнодушен. В начале 70-х
годов, когда я стал играть в ансамбле «Аргонавты», был гитаристом, клавишником
и пел, то сочинял и сам песни бардовского типа. Но я певец, а не бард, хотя и
пишу стихи (хорошие или плохие — не мне судить). Я не Булат Шалвович Окуджава и
не Городницкий.
Так
что я никогда не был бардом. Не знаю, что это такое. Так же как Высоцкий не
знал, что такое самодеятельная песня, и с иронией отвечал на вопросы подобного
рода: «А пошли бы вы на прием к самодеятельному гинекологу?»
Я
профессиональный артист и не имею никакого отношения к тем, которые поют
хорошие или плохие стихи на большей частью никакую музыку, на перебор аккордов
с одной и той же мелодией. Я композитор, аранжировщик, профессиональный
пианист, все подтверждено дипломами.
Когда
в середине семидесятых произошло засилие ВИА, когда все эти «Красные снегири на
белом снегу», все эти «Самоцветы» стали цвести своими песнями, мне стало скучно
и неинтересно, и я ушел от этих тем, ушел в совершенно другое — в свою
рок-музыку.
Мое
имя есть в нашей рок-энциклопедии, но я ненавижу понятие «русский рок». У меня
нет никакого «русского рока», да и вообще его нет, он в природе не существует.
Либо рок есть, либо его нет. Польский рок, французский рок — все это чушь. Рок
— один.
Я
равнодушен к нашему року — надоело. В свое время я очень много играл его,
увлекался, а теперь — нет. Уж очень все похоже на то, что делается на Западе.
У меня же есть мечта — вернуть на советскую эстраду песни нашей земли, те, что
были очень популярны, а теперь утрачены: Утесова, Шульженко, Бернеса. Ритмы,
конечно, будут иные. Меняются времена, а вместе с ними и музыкальные вкусы. Но
суть должна оставаться — петь то, что родилось на нашей земле, то, что для нее
органично и естественно.
Заканчивая
затронутую выше тему, скажу: «Давайте не будем говорить о бардовской песне.
Что это такое, определить трудно».
Если
считать бардами всех, кто сам исполняет свои песни, то под эту категорию
попадут и Пол Маккартни, и Майкл Джексон, и Денис Давыдов, и Андрей
Макаревич... Иначе говоря, существует жанр музыкального творчества, который
называется песней.
В
нем различные течения — романсы, джазовые композиции, народные песни... Скажем,
«Вальс-бостон» — это не бардовская песня, а джазовая композиция в песенном
жанре. Могут быть песни и в стиле рок. Поэтому к песне я отношусь как к очень
сложному и одному из самых серьезных жанров. Барды же нередко называют песнями
мелодекламации, иногда хорошие, а иногда и не очень. И, заявляя о
второстепенности музыки в песне, они порой «гробят» высочайшую поэзию.
Сам
же я люблю все жанры и самые различные
течения в музыке, если они созвучны моей душе. y меня есть совершенно разная музыка: писал
рок-музыку, фольклорную стилизацию, городские романсы, попросту «блатные»
песни. А иногда работаю только как композитор, пишу полифонические вещи.
Написал музыку к фильмам «Чтобы выжить» и «Побег на край света», оперу
«Блаженные картинки», которую музыканты уже знают.
Опера,
точнее, «драматическая кантата» «Блаженные картинки» — мое первое произведение
большой формы. Но пока исполнялись только фрагменты из этого спектакля.
У
меня есть тяга к драматургии. Но я и в этом ищу свой стиль, свои формы. Могу
провести концерт в любых условиях — на суше, в окопе, в поле — и сделать это
достойно. Но в 1998 году я начал работать с Борисом Красновым, в этом году
продолжил. И теперь мне без декораций на сцене немножко скучновато. Мне
интересней работать, когда я вижу за собой видеоряд, который помогает людям
понять суть происходящего, не отвлекает.
Высоцкого
я тоже бардом не считаю — он выше их всех на голову... Высоцкий многим из нас
открыл дорогу на профессиональную
сцену. Он научил нас не только исполнять свои песни, а и бороться за них.
Один
журналист задал мне очень хороший вопрос: «Почему сегодня реже слышен
Высоцкий?» Я обожаю Высоцкого и преклоняюсь перед его творчеством, он один из
тех, кто сформировал мою психологию. Но он и вправду сегодня звучит реже,
потому что время сегодня другое.
Когда
меня сравнивали с Высоцким, сначала было жутко больно. Можете себе
представить ужас положения, когда я пришел на эстраду в восьмидесятом году? Я
— музыкант, профессионал, сонаты Бетховена и Шопена играю, много лет рок-музыку
играл. Но началось: «Какой-то хрипатый с гитарой покусился на нашего...» Больше
всего вопили те, кто Высоцкому при жизни слова ласкового не сказал. Потом стали
повторять: «Второй Высоцкий». А я всегда отвечал: «Я не второй Высоцкий, я
первый Розенбаум». Сравнение с ним по гражданской позиции или по умению
«проникать» и в шахтеров, и в волков за честь почту. Но по музыке, поэзии мы —
абсолютно разные. И потребовалось семнадцать лет, чтобы это услышали.
Сходство
между Розенбаумом и Высоцким болезненно ищут болезненные люди. Ни один человек
из народа, который не имеет специальной или снобистской подготовки, никогда
таким копанием заниматься не станет. Любой слышит — музыкально мы настолько
разные, что и сравнивать нечего: я люблю вальсы, казачьи песни. И поэтически мы
— разные: он публицист и сатирик, я больше трагик и лирик. И хрипота у нас
совершенно разная. Да и нелепо всех хриплых людей равнять «под Высоцкого».
В
чем я вижу одинаковость, параллели? Работа до конца на сцене, выдача на-гора
всего себя. Очень много песен от первого лица, хотя мы никогда не копались, ни
он, ни я, в самом себе. Пишем от имени людей, опираясь на жизнь людскую. Я хочу
понять тех людей — добрых, не злых! — которые говорят о нашей какой-то похожести.
Видимо, речь идет еще и о мужском начале — не просто поэтическом.
Думаю,
сравнивать меня с Владимиром Семеновичем все-таки не нужно, каким бы лестным
для меня не было такое сравнение. Может быть, нас с ним роднит то, что я, как и
Высоцкий, «говорю» с людьми на простом, понятном всем языке о том, что мне
близко. Искренне говорю, как мне кажется.
Но
я не стараюсь подражать Высоцкому, пишу и пою по-своему.
По
правде говоря, мне не нравится, что теперь стало даже модно доказывать, как мы
все любим Высоцкого. Ведь и много лет назад мы любили его не меньше, чем
сейчас. Я считаю, что лучшим подарком всем нам и лучшей данью памяти Высоцкого
могло бы стать издание его стихов таким тиражом, чтобы они были у каждого на
книжной полке. Чтобы мы могли детей своих воспитывать на его песнях и
стихотворениях.
Если
уж до конца выяснять вопрос о жанре, в котором я выступаю, скажу, что считаю
себя, скорее всего, последователем Александра Вертинского (я имею в виду
мелодику песен).
Артистов,
настоящих артистов мало. Хорошего не может быть много — в любом обществе, в
любой стране. «MTV» сегодня тоже
просто невозможно смотреть: там такая же коммерциализация и дешевизация. Только
у нас на «блатном» и «модернтокингсковом» уровне, а у них на рэпе и прочих
коммерческих дешевых вещах. Музыки-то серьезной, настоящей там тоже мало. И
Элтон Джон, Клэптон, Адамс, между прочим, ведут против этого настоящую войну.
И
я, кстати, веду эту войну за качество в нашей стране своими силами. Постоянно.
И не стесняюсь этого. Мне пеняют, что я не за цеховую солидарность! Я не хочу
быть солидарным с цехом, который похож на полную телегу дерьма! Да, я веду
войну и нe стесняюсь
этого.
Крупные имена
время не смывает. Меняется мода, а слава неизменна. Вот
остался же Кобзон, осталась Пьеха, остался Лещенко. Была, есть и останется
легендой на эстраде Алла Пугачева — я сейчас говорю о своем «цехе». В другом
жанре, но так же уверенно самобытен мой друг Володя Винокур. И это правильно,
потому что высококлассным профессионалам перемена моды не страшна. Ее должны
бояться бабочки-однодневки. Их, увы, всегда много не только среди тех, кто
работает на сцене. Так уж в нашей сумасшедшей стране сложилось. Трудно найти
хорошего профессионального врача, инженера, журналиста, артиста... Оттого и
заполнили все «порнуха», «голубизна», духовное убожество, дилетантизм... Но
профессионалы — дело другое. Кобзона можно осуждать за что-то, однако его
высочайший профессионализм не боится перемены ветра в моде. Иосиф Кобзон для
меня и, должно быть, для народа прежде всего певец и артист. Он мой старший
товарищ, видя которого на сцене я многому научился. Вот все, что я могу
сказать по этому поводу. Дай Бог, чтобы все артисты были такими же профессионалами,
как Иосиф Кобзон. Это не значит, что я постарел и ворчу на молодежь. Мне
нравится сценическая молодежь, которая владеет профессией, имеет свой
музыкальный стиль. Например, я с удовольствием слушаю группу «А-студио», мне
очень нравится то, что делают Леонид Агутин и Анжелика Варум. Но я против такой
молодежи, которая не может существовать на сцене без фонограммы. Они
оправдывают себя тем, что не могут петь и скакать по сцене. Я отвечаю — не
можешь скакать, не скачи! Сильные западные исполнители танцуют и поют вживую.
Просто нужно поддерживать форму, заниматься, укреплять дыхательную мускулатуру.
Но это трудно. Для «фанерных» исполнителей я даже придумал форму «фанера плюс
три». Есть «фанера плюс один» — когда голос звучит под запись инструментов,
есть «плюс два» — полная фанера, а будет «плюс три» — включаем магнитофон и
уходим со сцены.
Я остался самим собой. Как меня не любили
чиновники при власти — левые, правые, в полоску ми в клеточку, — так и не
любят: им со мной неудобно. Понимаю почему: я же вижу, что даже вчерашние
демократы сегодня, извините за выражение, скурвились. Я вижу, что они нынче
продали и предали то, о чем еще недавно вслух мечтали, ради чего выступали,
звали за собой... Мне Зюганов понятнее: он хотя бы последователен. Ни в одной
агитационной компании участия не принимал, за малым исключением. Поддерживал
только Леонида Кучму на Украине, поскольку считаю, что его политика на пользу
Украине и России. И выступал в поддержку своего друга генерала Бориса Громова,
когда он баллотировался на пост губернатора Московской области. Для меня друг —
это очень серьезное понятие. За друга отвечаю как за себя.
«Большим людям» по заказу не пою. Не пел, не
пою и петь не собираюсь. Если поеду к «большому человеку» на дачу, но при этом
он будет моим другом, вот тогда могу и петь, и танцевать, все, что угодно.
Такие друзья сегодня у меня есть. Многие из них выросли на моих песнях, а
теперь они большие начальники. Хотя... Как я пел в одной из песен: «Извините,
что, как встарь, я не в фаворе у имущих власть влиятельных друзей...»
Если
бы я выступал везде, куда меня приглашают... Нет, у меня есть четкие понятия,
где я не буду выступать. Не пою на свадьбах и днях рождения, куда меня очень
часто приглашают за очень большие деньги. Но могу спеть на свадьбе, если вы —
моя подруга и выходите замуж. С удовольствием спою для вас песню, естественно,
бесплатно, как подруге. Но петь там, куда меня приглашают бизнесмены или
криминал, — никогда в жизни. Есть масса концертов, в которых не принимаю
участия по разным причинам. Если вижу, что по составу это не мой концерт, я не
буду на нем выступать.
Я всегда выставляю собственные требования в таких местах и, если они не выполняются, просто не работаю. А купить меня пытались много раз. Как я на это реагирую? Отвечаю: «Моя гитара не пьет чай», как известный скрипач Венявский сказал про свою скрипку. Ему однажды предложили: «Приходите к нам на чай и не забудьте взять скрипку». Он и ответил: «Моя скрипка не пьет чай».
Поэтому
после концерта, даже если он в ночном клубе или ресторане, по столикам не хожу
и звать меня за столик бесполезно. Отработал — и домой. Всего хорошего, спасибо
за внимание. Но работаю я так же, как и на любой другой сцене, — с полной
отдачей и до конца.
Я
очень мало выступаю в ночных клубах. Приходится иногда, потому что нужно
зарабатывать деньги. Бывает это крайне редко. В последнее время от подобных
предложений практически всегда отказываюсь. Единственный клуб в Москве, где
работаю охотно два раза в году, — «Манхэттен-Экспресс», объединивший моих
поклонников, Здесь мы организовываем полноценный концерт, три часа, в двух
отделениях. Это необычно для клубных выступлений. Там есть свои законы —
развлекать публику не больше часа, чтобы не отвлекать от приятной беседы за
столиком, и если соглашаешься на это — иди и работай. В этом нет ничего
предосудительного: в увеселительных заведениях на Западе работают все звезды
первой величины. Просто есть разница: публика на Западе покупает билет в клуб
или ресторан на любимую звезду, а наши бизнесмены покупают звезду. И сидят они
так, ладошками шелестят... Без году неделя, пару миллионов заработали, но считают,
что могут купить артиста. А артиста, если он артист, купить нельзя.
Если
увидите меня выступающим в ночном клубе, значит, что-то не так. Несколько лет
назад я поработал в четырех-пяти московских клубах. У меня тогда была
безысходка, очень сложное состояние души. Я зарылся в Москву — много писал. А
чтобы не потерять форму, надо было себя чем-то занять — вот заодно и заработал.
Когда выступаю в «Манхэттене», атмосфера напоминает мне студенческий сейшн 60-х
— начала 70-х.
На
Западе выступления профессионалов на эстраде ресторанов — это нормальная
практика. С ресторана начинали да и продолжают там выступать великие люди.
Стоит вспомнить Лайзу Миннелли, Эл-тона Джона, Майкла Джексона... Но если мне
предлагают сделать концерт в ресторане, я, как правило, отказываюсь: не
люблю. Хотя в принципе ничего плохого в этом нет.
Какой
у меня сейчас этап? Очень много зарубежной работы. Но хочу дальше пойти. Один
мудрый человек, Сол Юрок, говорил: «Если ты завоевал Европу, это еще не
значит, что ты завоевал Америку, что ты завоевал Нью-Йорк. Если ты завоевал
Нью-Йорк, это еще абсолютно не доказывает, что ты завоевал Бродвей. Но если ты
завоевал Бродвей, ты завоевал весь мир».
Я
по жизни спортсмен, и мне нужен весь шарик. Я был на пятилетнем контракте с
американской фирмой. Но если вам скажут, что Гребенщиков или Розенбаум завоевал
Соединенные Штаты, а значит, и шарик, то все это чушь собачья — для этого нужно
вложить как минимум миллион долларов. Я просто работал там — ну как Слава
Фетисов в «Нью-Джерси Девилз».
Американский
контракт — двадцать четыре страницы. Контракт написан по законам Штата
Нью-Йорк. Он включал в себя обязательства о прокате артиста во всех крупных
странах, кроме Советского Союза. Фирма обязуется провести два тура в год по
миру с известными артистами. У меня сорвался концерт в Осло, где Горбачеву
должны были вручать премию, а он не поехал. Были выбраны самые известные
партнеры (иначе все теряет смысл) — Стрейзанд, Саймон, Тина Тернер... Меня там
называли в газетах — «Русский Боб Дилан».
В
Штатах принимают нормально. Тут главное не обманывать себя и других: мы
работаем в основном для русскоязычной эмиграции. И когда читаешь, что
какой-нибудь Пупкин или Тютькин вернулся после триумфальных гастролей в США, — все
это бред собачий. А когда я слышу, что кто-то пел в «Карнеги-холл», то мне
смешно, потому что все это так же снимается за деньги, как и концертный зал
«Россия» в Москве. Мировое турне для русского эстрадного артиста — это бред
сивой кобылы: в мировое турне у нас ездят только цирк медведей, ансамбль Моисеева,
Кировский балет и Большой театр. «Цена артиста Розенбаума» в Америке — она
никакая сегодня для массового слушателя. Это все вранье и гнусность, когда люди
говорят: «Мы завоевали Америку!» Повторяю, потому что это важно понять:
никому мы в Америке не нужны до тех пор, пока не заплатим за рекламу. Вы можете
быть четырежды гениальны и двадцати пятирежды талантливы, но если вы не внесете
определенное количество денег, вы там никому на хрен не нужны! Хулио Иглесиас,
единственный европеец, который въехал в Штаты на белом коне, внес три миллиона
долларов на рекламу. Но они у него были!.. А поскольку у нас таких денег нет,
то мы там ничего из себя не представляем...
Шоу-бизнесом
в Америке заправляет такой же узкий круг известных продюсеров, как и здесь. У
нас их по пальцам можно сосчитать: Крутой, Алибасов, Кобзон... Там то же самое.
Только в их руках крутятся неизмеримо большие суммы, чем в России. Чтобы
освоить американский рынок, нужно получить поддержку такого продюсера и
вложить огромную сумму. Так что все громкие высказывания об экспансии русской
попсы в США — это детский лепет.
Поэтому
и Розенбаум нужен только тем людям, которые его слушали. А слушали пока —
немногие. Я не имею в виду эмиграцию.
Эмиграция — это мизер. Все равно что я, к примеру, был бы
татарином и меня знали бы сто пятьдесят тысяч татар в Петербурге — на пять с
половиной миллионов населения. Эмигранты — это капля в море, песчинка в
Америке. Они меня знают и очень любят, но меня интересуют не эмигранты. Я
никого не обижаю, напротив, эмигрантов наших очень люблю — прошу это отметить!
— люблю для них выступать, у меня там огромное количество знакомых и приятелей.
Но это — не Запад.
А там ведь тоже люди, правда? Наши люди. Их много. И они хотят
послушать мои песни так же, как жители Москвы и Новосибирска. Разве можно им в
этом отказать? Да и встречают они прекрасно...
Но
я ведь езжу не на Брайтон, а в Америку. А на Брайтоне стараюсь видеть только
друзей, которые у меня там есть. Повторяю — я люблю живущих там людей, они мне
близки.
Поймите
меня правильно: поехать на Брайтон для меня то же, что поехать в Москве
куда-нибудь в Строгино, и все. Я приезжаю туда, как на обычные гастроли в ту же
Воркуту или Петропавловск-Камчатский.
Если
кто-то скажет, что в Америку, на Брайтон, люди летают зарабатывать деньги, то
это смешно! Сейчас в России можно получать значительно большие суммы, чем на
Брайтоне. Поэтому-то все брайтонские ресторанные ребята сидят сегодня в России
и на Украине, зарабатывая гораздо приличнее, чем у себя.
В
Нью-Йорке у меня несколько иные интересы. Я вообще очень люблю этот город, с
удовольствием туда приезжаю. Вот и в последней гастрольной поездке по Америке
я отказался от девятнадцати городов и взял только Нью-Йорк и окрестности. Я
был в Штатах раз двадцать и знаю эту страну не хуже наших эмигрантов, подолгу
в ней живущих. Так что визиты туда — отнюдь не зарабатывание денег, а только
дань уважения обитающим там сегодня соотечественникам. С такими же чувствами я
гастролирую в Гамбурге, в Сиднее...
Главная Интервью Книги FAQ В ГосДуме Анекдоты и байки Афиши
Ссылки Гостевая Обратная связь Написать
письмо Об авторе сайта