Царскосельский (Витебский) вокзал
«Путешествие
из Одессы в Ленинград».
«И вот на горизонте Царскосельский
вокзал
Встречает урков
с мясом пирожками…»
Первая
российская железная дорога проходила от Санкт-Петербурга через Царское село в
Павловск и была построена в 19 веке под руководством профессора Венского
политехнического института Ф.-А. фон Герстнера,
специально приглашенного в Россию для этой цели. По его плану железнодорожный
вокзал в Петербурге должен был находиться на набережной реки Фонтанки, однако
выделенных на строительство денег хватило только на сооружение самой железной
дороги и строительство вокзала в Царском селе. Тогда было решено построить
временную деревянную станцию чуть в стороне от отведенного под вокзал места. В
самый первый рейс из Петербурга в Царское село паровоз привел сам фон Герстнер - он доехал туда за 35 минут, что по тем временам
казалось фантастическим достижением.
Петербургская
станция, построенная на Семеновском плацу, выглядела довольно скромно:
деревянная платформа и помещение для пассажиров, к которому примыкали несколько
построек, предназначенных для работающих на железной дороге служащих и для
ремонта паровозов и вагонов-экипажей. Тем не менее, она очень быстро стала
одной из новых городских достопримечательностей. Множество людей приходили туда
каждый день, чтобы посмотреть на прибытие паровоза и испуганно зажать уши,
услышав его громкий сигнальный свисток. Впрочем, уже через
несколько недель свистки на паровозах заменили
небольшими органчиками, так что о своем прибытии на станцию новый транспорт
стал сообщать исполнением известных мелодий.
В конце
концов, временная станция была все же заменена каменным двухэтажным вокзальным
зданием, созданным по проекту архитектора К. А. Тона. Сеть железных дорог в то
время продолжала развиваться, при прокладке новых линий возникали
железнодорожные общества, к одному из которых - Обществу Московско-Виндаво-Рыбинской
дороги - и перешла в собственность самая первая, Царскосельская
линия. Это общество организовало строительство железнодорожных путей от
Петербурга до Витебска, из-за чего построенный в Петербурге вокзал стал
впоследствии называться Витебским. Правда, уже в 19 веке витебская
железнодорожная магистраль продвинулась еще дальше - сперва
до города Жлобина, а потом до Одессы, откуда и приехали герои песни Розенбаума «Путешествие из Одессы в Ленинград».
Количество пассажиров, путешествовавших по железным дорогам росло, и
Витебский вокзал пришлось несколько раз перестраивать и расширять - через каждые
20-25 лет он становился чересчур тесным. В начале 20 века к основному зданию
вокзала был пристроен так называемый Императорский павильон: туда прибывали и
оттуда же отправлялись поезда, в которых путешествовала царская семья. В это же
время был в очередной раз перестроен и сам Витебский вокзал - его новый облик с
высокой часовой башней, мраморной лестницей, арками, куполом и просторным
вестибюлем сохранился до настоящего времени. Стены вестибюля были украшены
орнаментом, лепниной в виде женских масок и изображением древнеримского бога
Меркурия, считавшегося покровителем торговли и путешествий. Чуть позже в
вестибюле были вывешены панно, изображающие Петропавловскую крепость и порт в
Одессе, написанные известными художниками В. И. Быстрениным
и С. И. Дудиным. В 20 веке к этим картинам прибавилось еще несколько разных
панно, иллюстрирующих историю Царскосельской железной
дороги и ее вокзалов.
В конце 20
века, в честь 150-летия со дня создания первой российской железной дороги, на
вокзале был установлен макет первого российского паровоза - того самого, на
котором строитель первой железной дороги когда-то всего за полчаса с небольшим домчался до Царского села.
Источник: http://www.saint-petersburg.org/