Средняя Рогатка
Фото: Средняя Рогатка,
монумент героическим защитникам Ленинграда.
«Санька
Котов».
«Бьют ребята на Средней Рогатке
Из рогаток по воробьям…»
Средняя Рогатка – историческое название района
пересечения Пулковского и Московского шоссе. В XVIII-XIX вв. здесь существовала
застава, а дорога на ночь перегораживалась рогатками, которые закрывали проезд
(отсюда название). Существовали еще Ближняя (на пересечении Московского и
Лиговского проспектов) и Дальняя (на развилке Пулковского
шоссе и дороги на Царское Село у Пулковских высот) рогатки. В 1962 площадь Средней
Рогатки переименовали в площадь Победы.
Площадь
Победы - "южные ворота
города", раньше здесь стояли четыре столба с изображением рук, указывавших
на дороги: в Москву, Петербург, Петергоф и Ригу. Площадь Победы - достойное
завершение Московского проспекта и поистине торжественный въезд в город-герой.
В 1714 году
на Средней Рогатке был построен одноэтажный деревянный путевой дворец,
перестроенный затем в камне по проекту Ф.-Б. Растрелли, в нем в конце XVIII
века открыли почтовую станцию, в народе называвшуюся "Четыре Руки".
При реконструкции площади Победы (в
Сейчас
площадь оформлена парадно в соответствии со своим названием и назначением. 9
мая 1975 года в день тридцатой годовщины Победы советского народа над
фашистской Германией на площади Победы был открыт Монумент героическим
защитникам Ленинграда. Его проект был разработан авторским коллективом в составе
архитекторов С. Б. Сперанского, В. А. Каменского и скульптора М. К. Аникушина. Несомненно, ансамбль площади - это авторская
работа С. Б. Сперанского, поскольку он был не только вдохновителем идей, не
только руководил всеми работами, но и участвовал в проектировании и
строительстве каждого фрагмента ансамбля, доводя до последовательного
завершения замысел как в целом, так и в его частях.
Впервые
вопрос о постановке монумента Победы в Ленинграде именно у въезда в город на
Средней Рогатке возник в
Задуманная
как торжественный въезд в город с юга, из Москвы, из аэропорта Пулково, площадь гостеприимно распахнута перед
приезжающими. Это создается последовательным расширением
пространств, ее формирующих: створ Московского проспекта, фиксированный
9-этажными жилыми домами и пониженными объемами торговых залов универмага
"Московский", переходит в своего рода аванплощадь,
образуемую стоящими параллельно друг другу 22-этажными жилыми
башнями-пластинами. Перед ними - обширное пространство, с западной и
восточной сторон фланкированное перекликающимися по протяженности и высотности
зданиями гостиницы "Пулковская" и
научно-исследовательского института.
Композиционное
ядро площади - монумент, расположенный строго по оси Московского проспекта. Его
основная образная и архитектурно-пространственная концепция сложилась к 1973
году. - разорванное кольцо и
вертикально трактованный объем, увенчанный скульптурой.
Соотношение
этих элементов много раз менялось. В окончательном варианте обелиск
представляет собой чистую, лишенную декоративных деталей, архитектурную форму,
а скульптурная группа помещена у его подножия.
Скульптура
становится основным смысловым стержнем монумента, доминирующим в его образной
концепции. Скульптурная сюита, одухотворяющая пространство памятника и звучащая
в абсолютной гармонии с его архитектурой, - одно из лучших произведений
советского монументального искусства на тему героики Великой Отечественной
войны.
М. К. Аникушин взял за основу достоверность и подлинность
выражения образов. В них - страстная взволнованность, свойственная темпераменту
художника, ясность выражения гражданской позиции. Суровое, эмоционально
взволнованное повествование о подвиге жителей города, воинов Ленинградского
фронта включается в архитектурную композицию памятника естественно и органично.
Позднее, в
Сложный по
замыслу, грандиозный по масштабу памятник играет важную градостроительную роль,
формирует парадный въезд в город со стороны Москвы и Киева. Широкая
торжественная лестница ведет к монументу, справа и слева от неё - многофигурные
композиции, развернутые в направлении движения к центру мемориала, где возвышается
48-метровый обелиск, за ним - разорванное кольцо, символизирующее прорыв
блокады. Два высотных 22-этажных здания, поставленные симметрично оси
проспекта, создают архитектурные кулисы, а 12-этажные дома образуют переход от
площади к застройке проспекта и завершают композицию ансамбля.
К югу от площади Победы на территории между лентами дорог на Москву и Киев в
1980-х гг. началось формирование парка Городов-Героев, проект его создан
известным архитектором-паркостроителем А. Г.
Леляковым и архитектором Е. Ф. Шаповаловой. В
центральной части парка в середине 1990-х годов началось строительство
храмового комплекса, состоящего из 3 церквей, часовни и вспомогательных зданий.
Строительство храмового комплекса на Средней Рогатке ставит своей целью
восстановление ряда разрушенных культовых сооружений Санкт-Петербурга.
Источники:
1. http://al-spbphoto.narod.ru/okraina/rogatka.html
2. http://www.encspb.ru/