Средняя Рогатка

 

Фото: Средняя Рогатка, монумент героическим защитникам Ленинграда.

 

«Санька Котов».

«Бьют ребята на Средней Рогатке

Из рогаток по воробьям…»

 

Средняя Рогатка – историческое название района пересечения Пулковского и Московского шоссе. В XVIII-XIX вв. здесь существовала застава, а дорога на ночь перегораживалась рогатками, которые закрывали проезд (отсюда название). Существовали еще Ближняя (на пересечении Московского и Лиговского проспектов) и Дальняя (на развилке Пулковского шоссе и дороги на Царское Село у Пулковских высот) рогатки. В 1962 площадь Средней  Рогатки переименовали в площадь Победы.

Площадь Победы -  "южные ворота города", раньше здесь стояли четыре столба с изображением рук, указывавших на дороги: в Москву, Петербург, Петергоф и Ригу. Площадь Победы - достойное завершение Московского проспекта и поистине торжественный въезд в город-герой.

В 1714 году на Средней Рогатке был построен одноэтажный деревянный путевой дворец, перестроенный затем в камне по проекту Ф.-Б. Растрелли, в нем в конце XVIII века открыли почтовую станцию, в народе называвшуюся "Четыре Руки". При реконструкции площади Победы (в 1971 г.) дворец был снесен.

Сейчас площадь оформлена парадно в соответствии со своим названием и назначением. 9 мая 1975 года в день тридцатой годовщины Победы советского народа над фашистской Германией на площади Победы был открыт Монумент героическим защитникам Ленинграда. Его проект был разработан авторским коллективом в составе архитекторов С. Б. Сперанского, В. А. Каменского и скульптора М. К. Аникушина. Несомненно, ансамбль площади - это авторская работа С. Б. Сперанского, поскольку он был не только вдохновителем идей, не только руководил всеми работами, но и участвовал в проектировании и строительстве каждого фрагмента ансамбля, доводя до последовательного завершения замысел как в целом, так и в его частях.

Впервые вопрос о постановке монумента Победы в Ленинграде именно у въезда в город на Средней Рогатке возник в 1958 г., когда был проведен открытый конкурс на проект памятника. В этом творческом соревновании были представлены 44 проекта; первой премии был удостоен проект, выполненный авторским коллективом, в который вошли С. Б. Сперанский, П. А. Арешев, В. С. Маслов и Ю. К. Покровский. Вряд ли эта победа была случайной. Во-первых, Сперанский лучше других знал градостроительную ситуацию, "чувствовал" место, где должен появиться памятник, - ведь именно в его мастерской велось проектирование застройки Московского проспекта, логичным завершением которого и была площадь у Средней Рогатки. Во-вторых, тема победы привлекала внимание Сперанского-художника на протяжении всей его творческой жизни. В проекте, с которым Сперанский выступил на конкурсе (девиз проекта - "Прорыв" - точно выражал идею памятника), уже содержались главные элементы будущего монумента - разорванное кольцо и доминирующая высотная композиция внутри него. В том же 1958 г. Сперанский вместе с коллективом соавторов приступает к выполнению проекта планировки кварталов и площади у Средней Рогатки. Композиция площади к этому времени практически сложилась: ее центр обобщенно фиксирован монументом, восточная и западная сторона фланкированы горизонтальными объемами, обозначены протяженные дома в створе Московского проспекта и высотные башни на пересечении проспекта с площадью. В 1961 г. окончательный вариант проекта планировки и застройки въездной площади был утвержден. Так складывалась ясная и четкая архитектурно-пространственная концепция площади, уже немыслимой без её идейного и композиционного ядра - монумента. Ясно было и то, что этот памятник должен быть посвящен героическим защитникам Ленинграда: здесь, на площади у Средней Рогатки, названной в 1962 г. площадью Победы, проходил рубеж обороны города. В 1966 г. состоялся второй тур конкурса на проект монумента, на который было подано около 80 проектов. Среди трех проектов-победителей был проект С. Б. Сперанского и проект, выполненный с участием скульптора М. К. Аникушина. Прошедшие два тура конкурса показали необходимость объединения творческих усилий крупных мастеров. В созданную группу вошли Сперанский, Аникушин и архитектор В. А. Каменский, победивший в конкурсе 1942 года на проект памятника защитникам Ленинграда.

Задуманная как торжественный въезд в город с юга, из Москвы, из аэропорта Пулково, площадь гостеприимно распахнута перед приезжающими. Это создается последовательным расширением пространств, ее формирующих: створ Московского проспекта, фиксированный 9-этажными жилыми домами и пониженными объемами торговых залов универмага "Московский", переходит в своего рода аванплощадь, образуемую стоящими параллельно друг другу 22-этажными жилыми башнями-пластинами. Перед ними - обширное пространство, с западной и восточной сторон фланкированное перекликающимися по протяженности и высотности зданиями гостиницы "Пулковская" и научно-исследовательского института.

Композиционное ядро площади - монумент, расположенный строго по оси Московского проспекта. Его основная образная и архитектурно-пространственная концепция сложилась к 1973 году. - разорванное кольцо и вертикально трактованный объем, увенчанный скульптурой.

Соотношение этих элементов много раз менялось. В окончательном варианте обелиск представляет собой чистую, лишенную декоративных деталей, архитектурную форму, а скульптурная группа помещена у его подножия.

Скульптура становится основным смысловым стержнем монумента, доминирующим в его образной концепции. Скульптурная сюита, одухотворяющая пространство памятника и звучащая в абсолютной гармонии с его архитектурой, - одно из лучших произведений советского монументального искусства на тему героики Великой Отечественной войны.

М. К. Аникушин взял за основу достоверность и подлинность выражения образов. В них - страстная взволнованность, свойственная темпераменту художника, ясность выражения гражданской позиции. Суровое, эмоционально взволнованное повествование о подвиге жителей города, воинов Ленинградского фронта включается в архитектурную композицию памятника естественно и органично.

Позднее, в 1978 г. открылся Памятный зал, в оформлении которого приняли участие А. А. Мыльников, Я. Н. Грачев, С. Н. Репин, И. Г. Уралов и Н. П. Фомин. Вход туда всегда бесплатный. Любой человек, спустившись в Памятный зал, осознает весь ужас 900 дней блокады Ленинграда.

Сложный по замыслу, грандиозный по масштабу памятник играет важную градостроительную роль, формирует парадный въезд в город со стороны Москвы и Киева. Широкая торжественная лестница ведет к монументу, справа и слева от неё - многофигурные композиции, развернутые в направлении движения к центру мемориала, где возвышается 48-метровый обелиск, за ним - разорванное кольцо, символизирующее прорыв блокады. Два высотных 22-этажных здания, поставленные симметрично оси проспекта, создают архитектурные кулисы, а 12-этажные дома образуют переход от площади к застройке проспекта и завершают композицию ансамбля.

К югу от площади Победы на территории между лентами дорог на Москву и Киев в 1980-х гг. началось формирование парка Городов-Героев, проект его создан известным архитектором-паркостроителем А. Г. Леляковым и архитектором Е. Ф. Шаповаловой. В центральной части парка в середине 1990-х годов началось строительство храмового комплекса, состоящего из 3 церквей, часовни и вспомогательных зданий. Строительство храмового комплекса на Средней Рогатке ставит своей целью восстановление ряда разрушенных культовых сооружений Санкт-Петербурга.

 

Источники:

1. http://al-spbphoto.narod.ru/okraina/rogatka.html

2. http://www.encspb.ru/

 

 

<<назад     наверх     вперед>>

 

Hosted by uCoz