Балтийский завод

 

Фото: Балтийский завод, проходная.

 

Фото: Балтийский завод, вид с Невы.

 

«Мои руки – Балтийский завод».

«Мои руки – Балтийский завод…»

 

Купец 1-й гильдии Матвей Егорович Карр и инженер судостроитель Марк Львович Макферсон 26 мая 1856 года создали новое предприятие, названное "Балтийский литейный, механический и строительный завод Карра и Макферсона". При создании завод был ориентирован на строительство металлических кораблей, изготовления паровых машин, а так же механизмов для кораблей собственной постройки и для кораблей строящихся на других верфях России.

В 1859-1862 годах на заводе строились 10 паровых машин по 1800 л.с. каждая и столько же центробежных насосов. В 1862 году здесь был построен первый в России металлический корабль - броненосная канонерская лодка "Опыт", а в 1863 - спущен со стапеля головной монитор "Латник", открывший серию кораблей этого класса.

В начале 1866 года состоялась закладка броненосного корабля береговой обороны - фрегата "Адмирал Лазарев". Двухцилиндровая горизонтальная паровая машина мощностью около 2000 л.с., изготовленная по чертежам заводских конструкторов, позволяла фрегату развивать скорость хода до 11 узлов. "Адмирал Лазарев" был настолько удачным кораблем, что оставался в строю флота целых четыре десятилетия.

Это положило начало броненосному судостроению в России, развитие которого увенчалось в 1877 году созданием мощного по тому времени броненосца "Петр Великий". Этот броненосец долгое время считался лучшим кораблем в мире. В нем воплотились все достижения военно-морской техники той эпохи.

В 1877 году на заводе построена первая в России паровая машина мощностью 5300 л.с.

По проектам заводского конструкторского бюро, одного из крупнейших в дореволюционном судостроении, построены серии подводных лодок типов: "Морж" и "Барс" (1903 г.); линейные корабли: "Севастополь" и "Петропавловск" (1914 г.). Эти корабли послужили России более 40 лет.

Всего до 1917 года завод построил свыше 100 военных кораблей: броненосцев - 3, крейсеров - 7, подводных лодок - 32, линкоров - 5, канонерских лодок - 10 и другие.

 В 20-30 годы заводом построены десятки подводных лодок различных типов ("Д" -"Декабрист", "Щ" - "Щука", "К" - "Крейсерская" и др.) для Балтийского, Черноморского, Северного и Тихоокеанского флотов.

В 1925 году завод приступил к выполнению широкой программы коммерческого и военного судостроения. Строились лесовозы водоизмещением 5500 тонн, торговые, грузопассажирские и промысловые суда. Только за первое десятилетие коммерческого судостроения завод создал 32 судна.

В 30-е годы была построена серия эскадренных миноносцев - "Сторожевой", "Гневный" (7 единиц), участвовавших в обороне Заполярья, Балтийского моря и в наступательных операциях в период завершения войны.

В 1938 году заводом построены легкие крейсеры “Киров” и “М.Горький” водоизмещением 10000 тонн, скоростью 36 узлов, которые активно участвовали в обороне и в прорыве блокады Ленинграда и других военных операциях Великой Отечественной войны.

Параллельно совершенствовалось судовое машиностроение - производство паровых машин, изготовление винтов, валов, различных вспомогательных механизмов. В этот же период осуществлялась реконструкция предприятия. На смену старому оборудованию приходила новая техника и технология.

В годы Великой Отечественной войны в жесточайших условиях блокады, несмотря на голод, артобстрелы и бомбежки, заводские судостроители самоотверженно работали на нужды фронта - наладили массовый выпуск боеприпасов, ремонтировали корабли, строили минные тральщики, вместе с другими ленинградскими корабелами организовали производство барж и тендеров для ладожской Дороги жизни.

Важным этапом в развитии предприятия в 60-е годы стало строительство серийных танкеров типа "Пекин" (водоизмещение 40 тыс. т.) и типа "София" (62 тыс. т.).

В 70-е годы завод приступил к строительству тяжелых атомных крейсеров типа "Киров": "Адмирал Ушаков" (1980); "Адмирал Лазарев" (1984); "Адмирал Нахимов" (1988); "Петр Великий"(1998). Корабль этого класса является уникальной плавучей ракетно-ядерной базой, не имеющей аналога в мире по данному типу крейсеров.

Для гражданского флота завод строил и строит грузовые и грузопассажирские суда: танкеры, рефрижераторы, сухогрузы, ролкеры, химовозы, ледоколы для Заполярья, научно-исследовательские суда, ледоколы типа "Арктика" для круглогодичной навигации по Северному морскому пути. В настоящее время достраивается пятый из этой серии - атомный ледокол "50 лет Победы"

Многие суда строились по заказам зарубежных фирм: Великобритании, Германии, Норвегии, Швеции и др. Всего за 143 года заводом построено 311 военных кораблей и подводных лодок, и 206 гражданских судов.

Заводом изготавливались и изготавливаются комплектующее судовое оборудование и механизмы: паровые машины, судовые котлы и котлоагрегаты; валы и валопроводы (длиной до 24 м); судовые гребные винты с диаметром лопастей до 8 м; иллюминаторы и клинкетные двери; судовая арматура (запорная, регулировочная, невозвратная для пара, воды и других сред); отливки, поковки и штамповки; теплообменные аппараты; парогенераторы и другие главные и вспомогательные судовые механизмы.

Говоря о высоком производственно-техническом потенциале завода, нельзя не сказать и о его главной движущей силе - высококвалифицированных инженерно-технических и рабочих кадрах, их профессиональной и общеобразовательной подготовке. Коллектив завода способен выполнить заказ любой сложности с высоким качеством.

Заводом внедряется в производство единая информационная технология для выпуска организационной, финансово-экономической, плановой, конструкторско-технологической документации, используются современные базовые программные средства. Завод занимает видное место среди промышленных предприятий Санкт-Петербурга и 44 судостроительных заводов - верфей России.

Конструкторский, технологический, производственный, экономический потенциал завода позволяет строить современные корабли и изготавливать продукцию судового машиностроения и энергетики соответствующие международным нормам и стандартам с применением новейших технологий и оборудования. Завод продолжает строительство атомных ледоколов, серии химических танкеров, серии балкеров-сухогрузов, серии фрегатов для Индии.

 

Источник: http://www.bz.ru/

 

 

<<назад     наверх     вперед>>

 

Hosted by uCoz