Балтийский завод
Фото: Балтийский завод,
проходная.
Фото: Балтийский завод,
вид с Невы.
«Мои
руки – Балтийский завод».
«Мои руки – Балтийский завод…»
Купец 1-й
гильдии Матвей Егорович Карр и инженер судостроитель Марк Львович Макферсон 26
мая 1856 года создали новое предприятие, названное "Балтийский литейный,
механический и строительный завод Карра и Макферсона". При создании завод был
ориентирован на строительство металлических кораблей, изготовления паровых
машин, а так же механизмов для кораблей собственной постройки и для кораблей
строящихся на других верфях России.
В 1859-1862
годах на заводе строились 10 паровых машин по
В начале
1866 года состоялась закладка броненосного корабля береговой обороны - фрегата
"Адмирал Лазарев". Двухцилиндровая горизонтальная паровая машина
мощностью около
Это положило
начало броненосному судостроению в России, развитие которого увенчалось в 1877
году созданием мощного по тому времени броненосца "Петр Великий".
Этот броненосец долгое время считался лучшим кораблем в мире. В нем воплотились
все достижения военно-морской техники той эпохи.
В 1877 году
на заводе построена первая в России паровая машина мощностью
По проектам заводского
конструкторского бюро, одного из крупнейших в дореволюционном судостроении,
построены серии подводных лодок типов: "Морж" и "Барс" (
Всего до
1917 года завод построил свыше 100 военных кораблей: броненосцев - 3, крейсеров
- 7, подводных лодок - 32, линкоров - 5, канонерских лодок - 10 и другие.
В 20-30 годы заводом построены десятки
подводных лодок различных типов ("Д" -"Декабрист",
"Щ" - "Щука", "К" - "Крейсерская" и
др.) для Балтийского, Черноморского, Северного и Тихоокеанского флотов.
В 1925 году
завод приступил к выполнению широкой программы коммерческого и военного
судостроения. Строились лесовозы водоизмещением 5500 тонн, торговые,
грузопассажирские и промысловые суда. Только за первое десятилетие
коммерческого судостроения завод создал 32 судна.
В 30-е годы была
построена серия эскадренных миноносцев - "Сторожевой",
"Гневный" (7 единиц), участвовавших в обороне Заполярья, Балтийского
моря и в наступательных операциях в период завершения войны.
В 1938 году
заводом построены легкие крейсеры “Киров” и “М.Горький” водоизмещением 10000
тонн, скоростью 36 узлов, которые активно участвовали в обороне и в прорыве
блокады Ленинграда и других военных операциях Великой Отечественной войны.
Параллельно
совершенствовалось судовое машиностроение - производство паровых машин,
изготовление винтов, валов, различных вспомогательных механизмов. В этот же
период осуществлялась реконструкция предприятия. На смену старому оборудованию
приходила новая техника и технология.
В годы
Великой Отечественной войны в жесточайших условиях блокады, несмотря на голод,
артобстрелы и бомбежки, заводские судостроители самоотверженно работали на
нужды фронта - наладили массовый выпуск боеприпасов, ремонтировали корабли,
строили минные тральщики, вместе с другими ленинградскими корабелами
организовали производство барж и тендеров для ладожской Дороги жизни.
Важным
этапом в развитии предприятия в 60-е годы стало строительство серийных танкеров
типа "Пекин" (водоизмещение 40 тыс. т.) и типа "София" (62
тыс. т.).
В 70-е годы
завод приступил к строительству тяжелых атомных крейсеров типа
"Киров": "Адмирал Ушаков" (1980); "Адмирал
Лазарев" (1984); "Адмирал Нахимов" (1988); "Петр
Великий"(1998). Корабль этого класса является уникальной плавучей ракетно-ядерной
базой, не имеющей аналога в мире по данному типу крейсеров.
Для
гражданского флота завод строил и строит грузовые и грузопассажирские суда:
танкеры, рефрижераторы, сухогрузы, ролкеры, химовозы, ледоколы для Заполярья,
научно-исследовательские суда, ледоколы типа "Арктика" для
круглогодичной навигации по Северному морскому пути. В настоящее время
достраивается пятый из этой серии - атомный ледокол "50 лет Победы"
Многие суда
строились по заказам зарубежных фирм: Великобритании, Германии, Норвегии,
Швеции и др. Всего за 143 года заводом построено 311 военных кораблей и
подводных лодок, и 206 гражданских судов.
Заводом
изготавливались и изготавливаются комплектующее судовое оборудование и
механизмы: паровые машины, судовые котлы и котлоагрегаты; валы и валопроводы
(длиной до
Говоря о
высоком производственно-техническом потенциале завода, нельзя не сказать и о
его главной движущей силе - высококвалифицированных инженерно-технических и
рабочих кадрах, их профессиональной и общеобразовательной подготовке. Коллектив
завода способен выполнить заказ любой сложности с высоким качеством.
Заводом
внедряется в производство единая информационная технология для выпуска
организационной, финансово-экономической, плановой,
конструкторско-технологической документации, используются современные базовые
программные средства. Завод занимает видное место среди промышленных
предприятий Санкт-Петербурга и 44 судостроительных заводов - верфей России.
Конструкторский,
технологический, производственный, экономический потенциал завода позволяет
строить современные корабли и изготавливать продукцию судового машиностроения и
энергетики соответствующие международным нормам и стандартам с применением
новейших технологий и оборудования. Завод продолжает строительство атомных
ледоколов, серии химических танкеров, серии балкеров-сухогрузов, серии фрегатов
для Индии.
Источник: http://www.bz.ru/