Нарвские ворота
«Санька
Котов».
«Он прошел от ворот своих Нарвских
До чужих Бранденбургских ворот…»
Нарвские
триумфальные ворота воздвигнуты в память Отечественной войны 1812 года. После
победоносного завершения войны для торжественной встречи гвардейских полков,
возвращавшихся из заграничного похода, на Нарвском шоссе были построены по
проекту архитектора Д. Кваренги деревянные триумфальные ворота. Они находились
приблизительно па половине расстояния между нынешней площадью Стачек и Обводным
каналом. В 1820-х годах В. П. Стасов разработал проект новых триумфальных ворот
взамен обветшавших деревянных, сохранив в основе композицию Кваренги. Место для
них было выбрано на Петергофской дороге, близ моста
через речку Таракановку (впоследствии
засыпанную). 26 августа 1827 года, в годовщину Бородинского сражения,
состоялась торжественная закладка ворот в присутствии офицеров и солдат,
участников Отечественной войны 1812 года.
Из-за
длительного обсуждения вопроса о материале для облицовки ворот строительные
работы развернулись только в 1830-х годах. В. П. Стасов предложил соорудить
ворота из кирпича с облицовкой их медными листами. Это было новым словом в
строительной практике России и Западной Европы.
Медные
облицовочные листы, а также орнаментальные и скульптурные детали из листовой
меди, украшающие ворота, изготовлены на Александровском чугунолитейном заводе в
Петербурге.
Сооружение
ворот было закончено осенью 1833 года, но их открытие состоялось лишь год
спустя, 17 августа 1834 года.
Однопролетная
триумфальная арка, созданная Стасовым, композиционно повторяет древнеримские
триумфальные арки. Ворота были построены в центре площади, при въезде в город.
Идейное
содержание сооружения, его связь с выдающимся историческим событием в жизни
страны - победой над Наполеоном - Стасов раскрыл с большим мастерством,
широко использовав средства декоративной скульптуры.
Арку венчает
триумфальная колесница, запряженная шестеркой коней, исполненных из кованой
меди по модели скульптора П. К. Клодта. Статуя Победы
с лавровым венком в вытянутой руке, стоящая на колеснице, исполнена по модели
С. С. Пименова. Модели крылатых аллегорических фигур, установленных над
колоннами, исполнили скульпторы М. Г. Крылов и Н. А. Токарев.
Две статуи
древнерусских витязей изготовлены из кованой меди по моделям С. С. Пименова и
В. И. Демут-Малиновского; модели крылатых женских
фигур в тимпапах арки, олицетворяющих Славу, создал
И. Леппе.
В помещении
над аркой предполагалось устроить своеобразный музей в память победы в войне с
Наполеоном. Эта идея осталась нереализованной.
Источник: http://gov.spb.ru/