Лиговский проспект

 

Фото: «Катит весело трамвай посреди аллеи…». Лиговский проспект, трамвайные пути.

 

«Лиговка».

«И мне милее всех на свете

Лиговка родная.

Лиговка, Лиговка, Лиговка,

Ты мой родительский дом.

Лиговка, Лиговка, Лиговка,

Мы еще с тобою попоем…»

 

«У вас на Брайтоне…».

«У вас на Брайтоне хорошая погода,
У нас на Лиговке, как водится, дожди…»

 

На месте современного Лиговского проспекта в начале 18 века находилась Новгородская дорога, служившая единственным проездом в недавно основанный город. Местность, в которой эта дорога была проложена, оказалась очень болотистой, поэтому большую часть года ехавшим по Новгородской дороге людям приходилось в буквальном смысле плыть по грязи. Чтобы сделать этот путь более удобным для перемещения, рядом с ним возвели земляные насыпи и плотины, но даже после этого качество дороги оставляло желать лучшего.

По мере развития Санкт-Петербурга и прокладки в нем других путей, Новгородской дорогой стали пользоваться реже, и директор Морской Академии Г. Г. Скорняков-Писарев предложил Петру I выкопать на ее месте канал, из которого можно было бы брать воду для фонтанов Летнего сада. Основатель Санкт-Петербурга очень любил фонтаны и тут же приказал приступить к прокладке канала, который должен был начинаться в районе деревни Горелово, в небольшой речке Лиге. Местность, где он начинался, была выше территории Летнего сада примерно на 24 метра, и Скорняков-Писарев считал, что фонтаны, берущие воду из нового канала, будут очень высокими.

Речка Лига дала новому каналу название - Лиговский. Длина его составляла 23 километра, и он был выкопан в рекордно короткие сроки, однако, когда все было готово, выяснилось, что Скорняков-Писарев ошибся в своих расчетах и что фонтаны не будут бить с должной силой. Воду для них стали брать из небольшой петербургской речки, называвшейся Безымянным ериком и затем переименованной в Фонтанку. А Лиговский канал некоторое время спустя стали использовать как хранилище питьевой воды. Был сооружен подземный деревянный водопровод, по которому вода из канала подавалась в особо важные здания того времени - остатки труб этого водопровода до сих пор находят в земле во время ремонтных работ на Лиговском проспекте. Вдоль всего канала были поставлены караульные будки, в которых сидели военные, в чьи обязанности входило проверять качество воды и следить, чтобы она не загрязнилась.

После сильной бури, случившейся во второй половине 18 века, берега Лиговского канала в нескольких местах обрушились, вода стала мутной, ее перестали выкачивать и употреблять для питья. Кроме того, та же буря разрушила фонтаны Летнего сада, ради которых Лиговский канал был создан, и царствовавшая в то время императрица Екатерина II решила не возобновлять их работу. Канал пришел в сильное запустение, став к середине 19 века главным местом слива нечистот, так что ближе к концу столетия его было решено засыпать.

Сначала была засыпана часть Лиговского канала от Фонтанной улицы до Обводного канала. Этот отрезок стал называться Лиговской улицей. Позже, уже в 20 веке, Лиговский канал был засыпан окончательно. Удлинившаяся в результате этого Лиговская улица в середине 20 столетия получила статус проспекта, названного Сталинградским. Правда, под этим именем проспект просуществовал всего четыре года, а потом был вновь переименован в Лиговский.

Сегодня большая часть Лиговского проспекта занята различными заводами, фабриками и другими промышленными предприятиями. Однако на проспекте встречаются и архитектурные памятники. Например, здесь находится построенная в середине 19 века Крестовоздвиженская церковь - единственная постройка, оставшаяся от расположенной в том месте Ямской слободы. А из культурных учреждений Лиговского проспекта можно назвать Большой концертный зал "Октябрьский", открытый в год 50-летия октябрьской революции, и Государственный драматический театр "Комедианты", возникший уже в "перестроченную" эпоху и известный своим разнообразным репертуаром - от русской и зарубежной классики до шуточных спектаклей и детских сказок.

Лиговский проспект всегда имел в городе репутацию места опасного. Рядом проходит Николаевская железная дорога и стоит Московский вокзал. По соседству с вокзалом жили крючники, тогдашние грузчики, ломовые извозчики и прочая публика, не отличающаяся утонченностью нравов. Ближе к Обводному каналу было скопище ночлежных домов.

В 20-е годы на Лиговке, в районе Московского вокзала, было открыто Городское общежитие пролетариата, аббревиатура которого — ГОП — стала корнем питерского крылатого слова «гопник». В свою очередь, это слово вошло в пословицу: «Количество гопников определяется в лигах» — так велика была роль Лиговки в формировании беспризорничества и бандитизма. Свою криминальную репутацию Лиговка оправдывала: в саду на углу Лиговки и Чубарова переулка (ныне Транспортного) в 1926 году произошло групповое изнасилование, закончившееся показательным делом "чубаровцев", прогремевшим на весь СССР.

Послевоенная Лиговка, понемногу уступая свои позиции новостройкам, все же сохраняла репутацию особого места. Драки здесь происходили регулярно («залепил кому-то в глаз на углу Расстанной...»). В баре гостиницы "Октябрьская" вершили свои темные дела валютчики и фарцовщики. На входной двери показывали отметину - окраинный гопник, недовольный засильем "центровых", якобы приколол одного из них заточкой к косяку. Любители марихуаны (по-здешнему "мариванны"), промедола ("прохора"), фенамина ("федора михайловича") и прочей наркоты легко находили сбытчиков в проходных дворах у Московского вокзала.

 

Источники:

1. http://www.saint-petersburg.org

2. http://www.piter.nev.ru/

 

 

<<назад     наверх     вперед>>

 

 

 

 

Hosted by uCoz