Зимний дворец
«Вальс
на Лебяжьей канавке».
«Чтоб влиться
ручейком в мою Неву
И вечно, Зимний, быть с тобою рядом…»
Музейный ансамбль Эрмитаж включает в себя целый комплекс соединенных
воедино зданий: Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Большой Эрмитаж, Новый Эрмитаж,
Эрмитажный театр.
Зимний
дворец - самое большое здание ансамбля - строился как официальная царская
резиденция по заказу дочери Петра Великого Елизаветы Петровны с
Южный
корпус Малого Эрмитажа был возведен в 1765 - 1766 гг. по заказу императрицы
Екатерины II архитектором Ю.М. Фельтеном. В облике
этого здания органично соединились черты уходящего барокко и зарождающегося
классицизма. Позже, в 1767 -1769 гг., архитектор Ж.-Б. Валлен
- Деламот построил Северный павильон в стиле раннего
классицизма на берегу Невы. Корпуса соединены расположенным на уровне второго
этажа висячим садом, по сторонам которого устроены галереи. Архитектурный
ансамбль получил название "Малый Эрмитаж", так как в Северном
павильоне Екатерина II устраивала вечера с играми и спектаклями - "малые эрмитажи". Художественные коллекции, размещенные в
галереях, положили начало собраниям императорского музея. В середине XIX века
архитектор А. И. Штакеншнейдер создал в Малом
Эрмитаже Павильонный зал - замечательный образец стиля историзм. Малый Эрмитаж
в архитектурном ансамбле Эрмитажа является связующим звеном между грандиозным
зданием барочного Зимнего дворца и величественными постройками эпохи
классицизма - Большим и Новым Эрмитажем.
Здание
Большого Эрмитажа, предназначенное для размещения дворцовых коллекций и
библиотеки, было построено в 1771-1787 гг. по заказу императрицы Екатерины II.
Созданное архитектором Ю.М. Фельтеном трехэтажное
строение органично вписалось в существовавший дворцовый ансамбль. Строгость и
простота облика Большого Эрмитажа соответствовали духу классицизма XVIII в.
Решение его фасада построено на сочетании ритмов горизонтальных членений и
вертикалей оконных проемов. В
Новый
Эрмитаж - первое здание в России, созданное специально для размещения
художественных коллекций музея, было возведено по проекту немецкого зодчего Лео
фон Кленце. Архитекторы В.П. Стасов и Н.Е. Ефимов,
осуществлявшие в 1842-1851 гг. проект Кленце, внесли
существенные изменения в замысел мюнхенского коллеги, связав здание со
сложившимся архитектурным окружением. Новому Эрмитажу, возведенному в стиле
историзм, присущи строгость и монументальность облика,
спокойное равновесие архитектурных объемов. Вход в музей акцентирован величавым
портиком с фигурами атлантов, высеченными из серого сердобольского
гранита в мастерской скульптора А.И. Теребенева.
Здание украшают статуи и барельефы, изображающие знаменитых художников,
архитекторов, скульпторов прошлых эпох. Крупные плоскости фасадов оживляет
орнаментальный декор с античными, ренессансными, барочными декоративными
мотивами. В застройке центральной части города Новый Эрмитаж, входящий в
ансамбль зданий Зимнего дворца, оформляет начало Миллионной улицы, ведущей на
Дворцовую площадь.
Эрмитажный
театр был возведен по заказу Екатерины II архитектором Джакомо
Кваренги в 1783 -1787 гг. Здание, отличающееся гармонией и уравновешенностью
архитектурных масс, является прекрасным образцом русского классицизма конца XVIII
века. Окна первого этажа, отделанного рустом, украшают замковые камни с
львиными масками - это один из любимых приемов Кваренги. Стройная колоннада
второго яруса фасада фланкирована ризалитами с расположенными в нишах статуями
древнегреческих драматургов и поэтов. Вид с набережной на здание театра и
Эрмитажный мостик, аркой переброшенный через Зимнюю канавку, являет собою
прекрасный архитектурный пейзаж.
Источник:
http://www.hermitagemuseum.org/