Адмиралтейство
Фото: Адмиралтейство.
«Ночь над Ленинградом».
«И седой старик-ваятель,
Тот, что град увековечил
Золотой Адмиралтейскою иглой…»
«Предрассветный
вальс».
«И пусть в
небе кораблик на всех парусах
Вечно мчится
к его ожидающим людям…»
Фото: кораблик на шпиле
Адмиралтейства.
«Прогулка
по Невскому».
«И венцом
золотым устремляется ввысь
Гордость и
красота всероссийского флота…»
Заложенное 5
ноября
Поэтому
Адмиралтейство было построено в центре города на левом берегу Невы, почти
напротив Петропавловской крепости, пушки которой должны были служить надёжной
защитой кузницы русского флота.
Сама верфь
тоже являлась своего рода крепостью, и планировка её соответствовала
требованиям фортификационной науки того времени. Со стороны суши её защищали
мощные полевые укрепления - широкий ров, вал с многочисленными пушками. На
большом расстоянии к востоку и западу было свободное пространство: местность
вокруг крепости должна была просматриваться на 300 сажен. Первоначально
Адмиралтейство было большим четвероугольным местом,
застроенным с трех сторон десятью эллингами (помещениями для постройки и ремонта судов),деревянными магазинами (складскими помещениями) и
деревянною посреди башнею с железным шпицом.
С 1711 по
1718 год Адмиралтейство окружено было рвами, одетыми камнем и плитами, позади
их возвышался вали парапет с шестью бастионами;
застроено оно было с трех сторон и открыто на Неву; против открытой стороны
находился большой въезд, или главные ворота; над последними были устроены палаты
для заседания адмиралтейств-коллегий; вокруг здания лежали строительные
материалы и шли разные мастерские, большие кузницы; в одном из флигелей была
рисовальная зала, где чертили планы кораблей. В коллегии преподавалось военное
искусство.
Через год после
начала строительства Адмиралтейства человек, руководивший работами, рапортовал
князю А. Д. Меньшикову: "При Санкт-Питер-Бурхе
на адмиралтейском дворе милостию божиею
всё хранимо и вокруг того двора крепость строением совсем совершилась и ворота
подъёмные к нему и по бастионам по всем пушки поставлены и рогатками
обнесены".
Адмиралтейство
росло, совершенствовалось. Первый корабль был спущен на воду уже 29 апреля
Адмиралтейство
при Александре I имело пять
доков, в нем с 1710 по 1825 год было построено 253 корабля, кроме значительного
числа фрегатов и мелких судов. В царствование императора Александра I Адмиралтейство было перестроено, на место бывшего
гласиса (пологой земляной насыпи) и покрытого пути сделан широкий и тенистый
бульвар в три аллеи, который вскоре и стал самым модным гуляньем петербуржцев.
Кораблик на
шпиле Адмиралтейства считается одним из символов города Санкт-Петербурга. На
фасаде здания можно обнаружить скульптуру, образы которой навеяны морем,
легендами и мифами, связанными с морской стихией. Что также отображает
значимость, располагаемой в этом здании военно-морской структуры.
Считается,
что прообразом кораблика, венчающего шпиль Адмиралтейства, был первый русский
военный корабль «Орел», построенный царем Алексеем Михайловичем. Все три флага
на мачтах кораблика выполнены из чистого золота, а в носовой части корабля
хранится личная буссоль Петра I.
Действительно,
что-то должно было служить моделью, образом или хотя бы воспоминанием при
создании знаменитого кораблика. Его вместе с «яблоком» в 1719 году установил на
шпиле Герман ван Болес. Это
была первая перестройка Адмиралтейства, возведенного в 1704 году по
собственноручным чертежам Петра I. Затем будет перестройка, предпринятая И. К.
Коробовым в 1727-1738 годах и А. Д. Захаровым в 1806-1823. Однако ни тот, ни
другой не посягнули на блестящую находку «шпицного и
плотницкого мастера» ван Болеса.
Кораблик с тех пор превратился в наиболее известную эмблему города, в его
символ. И уже в XVIII веке вокруг него началось мифотворчество, потому что ни
один из построенных Петром до 1719 года кораблей ничего общего с корабликом на
«шпице» Адмиралтейства не имел. В поисках истины заглянули в допетровскую
историю.
Оказывается,
тишайший царь Алексей Михайлович построил в 1668 году первый русский военный
корабль «Орел». Размеры его были невелики - чуть более двадцати метров в длину
и шесть с половиной в ширину. На нем впервые был поднят русский морской флаг.
«Орел» строился на Оке, и первое свое плавание совершил по Волге от села Деденево до Астрахани. Это первое плавание стало для «Орла»
и последним. В Астрахани корабль был захвачен отрядом Степана Разина и сожжен.
Сохранилось изображение этого «прадедушки русского флота», сделанное неким
голландцем. И, пожалуй, есть некоторое сходство кораблика на Адмиралтействе с
изображением на рисунке. В 1886 году при очередном ремонте Адмиралтейской иглы
кораблик сняли и поместили в Военно-морской музей, а на его месте была
установлена точная копия.
Внутри
позолоченного шара под корабликом находится круглая кубышка
из чистого золота, в которой сложены все образцы золотых монет, отчеканенных в
Петербурге с момента его основания. Шар никогда не вскрывался, так как секрет
поворота одной из его половин в нужную сторону безвозвратно утрачен.
Иначе, без
«яблока», придающего всему сооружению изящество и грациозность, кораблик,
венчающий острие Адмиралтейской иглы, и не воспринимается. «Яблоко» тоже
придумано Германом ван Болесом.
В нем действительно лежит шкатулка, хотя и не золотая. В шкатулке хранится
информация о всех ремонтах шпиля, указаны имена
мастеров, производивших ремонт, и сложены экземпляры петербургских и
ленинградских газет времени проведения ремонтных и реставрационных работ.
Источники:
1.
http://photo.sbor.ru/
2. http://webs.israelsp.ru/