Адмиралтейство

 

Фото: Адмиралтейство.
 
«Ночь над Ленинградом». 
«И седой старик-ваятель,
Тот, что град увековечил
Золотой Адмиралтейскою иглой…»
 

«Предрассветный вальс».

«И пусть в небе кораблик на всех парусах

Вечно мчится к его ожидающим людям…»

 

Фото: кораблик на шпиле Адмиралтейства.

 

«Прогулка по Невскому».

«И венцом золотым устремляется ввысь

Гордость и красота всероссийского флота…»

 

Заложенное 5 ноября 1704 г. на Неве, петербургское Адмиралтейство строилось быстро. Россия, вышедшая к берегам Балтики, нуждалась в мощном флоте, в кораблях военных и торговых.

Поэтому Адмиралтейство было построено в центре города на левом берегу Невы, почти напротив Петропавловской крепости, пушки которой должны были служить надёжной защитой кузницы русского флота.

Сама верфь тоже являлась своего рода крепостью, и планировка её соответствовала требованиям фортификационной науки того времени. Со стороны суши её защищали мощные полевые укрепления - широкий ров, вал с многочисленными пушками. На большом расстоянии к востоку и западу было свободное пространство: местность вокруг крепости должна была просматриваться на 300 сажен. Первоначально Адмиралтейство было большим четвероугольным местом, застроенным с трех сторон десятью эллингами (помещениями  для постройки и ремонта судов)еревянными магазинами (складскими помещениями) и деревянною посреди башнею с железным шпицом.

С 1711 по 1718 год Адмиралтейство окружено было рвами, одетыми камнем и плитами, позади их возвышался вали парапет с шестью бастионами; застроено оно было с трех сторон и открыто на Неву; против открытой стороны находился большой въезд, или главные ворота; над последними были устроены палаты для заседания адмиралтейств-коллегий; вокруг здания лежали строительные материалы и шли разные мастерские, большие кузницы; в одном из флигелей была рисовальная зала, где чертили планы кораблей. В коллегии преподавалось военное искусство.

Через год после начала строительства Адмиралтейства человек, руководивший работами, рапортовал князю А. Д. Меньшикову: "При Санкт-Питер-Бурхе на адмиралтейском дворе милостию божиею всё хранимо и вокруг того двора крепость строением совсем совершилась и ворота подъёмные к нему и по бастионам по всем пушки поставлены и рогатками обнесены".

Адмиралтейство росло, совершенствовалось. Первый корабль был спущен на воду уже 29 апреля 1706 г. К 1715 г. там работало около 10 тысяч человек. Состояло Адмиралтейство из деревянных и мазанковых длинных корпусов, расположенных буквой "П" длиной 200 сажен, шириной - 100, открытой частью к Неве. Вокруг по-прежнему лежали пустыри. Слева находился обширный луг, на котором адмиралтейские рабочие и ремесленники устраивали кулачные бои. По другую сторону был расположен городской, а позже дворцовый выпас для скота.

Адмиралтейство при Александре I имело пять доков, в нем с 1710 по 1825 год было построено 253 корабля, кроме значительного числа фрегатов и мелких судов. В царствование императора Александра I Адмиралтейство было перестроено, на место бывшего гласиса (пологой земляной насыпи) и покрытого пути сделан широкий и тенистый бульвар в три аллеи, который вскоре и стал самым модным гуляньем петербуржцев.

           

Кораблик на шпиле Адмиралтейства считается одним из символов города Санкт-Петербурга. На фасаде здания можно обнаружить скульптуру, образы которой навеяны морем, легендами и мифами, связанными с морской стихией. Что также отображает значимость, располагаемой в этом здании военно-морской структуры.

Считается, что прообразом кораблика, венчающего шпиль Адмиралтейства, был первый русский военный корабль «Орел», построенный царем Алексеем Михайловичем. Все три флага на мачтах кораблика выполнены из чистого золота, а в носовой части корабля хранится личная буссоль Петра I.

Действительно, что-то должно было служить моделью, образом или хотя бы воспоминанием при создании знаменитого кораблика. Его вместе с «яблоком» в 1719 году установил на шпиле Герман ван Болес. Это была первая перестройка Адмиралтейства, возведенного в 1704 году по собственноручным чертежам Петра I. Затем будет перестройка, предпринятая И. К. Коробовым в 1727-1738 годах и А. Д. Захаровым в 1806-1823. Однако ни тот, ни другой не посягнули на блестящую находку «шпицного и плотницкого мастера» ван Болеса. Кораблик с тех пор превратился в наиболее известную эмблему города, в его символ. И уже в XVIII веке вокруг него началось мифотворчество, потому что ни один из построенных Петром до 1719 года кораблей ничего общего с корабликом на «шпице» Адмиралтейства не имел. В поисках истины заглянули в допетровскую историю.

Оказывается, тишайший царь Алексей Михайлович построил в 1668 году первый русский военный корабль «Орел». Размеры его были невелики - чуть более двадцати метров в длину и шесть с половиной в ширину. На нем впервые был поднят русский морской флаг. «Орел» строился на Оке, и первое свое плавание совершил по Волге от села Деденево до Астрахани. Это первое плавание стало для «Орла» и последним. В Астрахани корабль был захвачен отрядом Степана Разина и сожжен. Сохранилось изображение этого «прадедушки русского флота», сделанное неким голландцем. И, пожалуй, есть некоторое сходство кораблика на Адмиралтействе с изображением на рисунке. В 1886 году при очередном ремонте Адмиралтейской иглы кораблик сняли и поместили в Военно-морской музей, а на его месте была установлена точная копия.

Внутри позолоченного шара под корабликом находится круглая кубышка из чистого золота, в которой сложены все образцы золотых монет, отчеканенных в Петербурге с момента его основания. Шар никогда не вскрывался, так как секрет поворота одной из его половин в нужную сторону безвозвратно утрачен.

Иначе, без «яблока», придающего всему сооружению изящество и грациозность, кораблик, венчающий острие Адмиралтейской иглы, и не воспринимается. «Яблоко» тоже придумано Германом ван Болесом. В нем действительно лежит шкатулка, хотя и не золотая. В шкатулке хранится информация о всех ремонтах шпиля, указаны имена мастеров, производивших ремонт, и сложены экземпляры петербургских и ленинградских газет времени проведения ремонтных и реставрационных работ.

 

Источники:

1. http://photo.sbor.ru/

2. http://webs.israelsp.ru/

 
 

<<назад     наверх     вперед>>

 

 

Hosted by uCoz