Как известно, на 50-летие АЯ
губернатор Санкт-Петербурга сделал ему
подарок - семье Розенбаумов в
долгосрочную аренду сдан особняк. Подробнее об историческом здании, в котором
сейчас находится творческая мастерская певца:
Новые приемы объемно-пространственной композиции, сформировавшиеся
в практике дачного строительства, стали постепенно проникать в архитектуру
городских особняков. Одним из первых
примеров может служить собственный дом архитектора Г. А. Боссе на 4-й линии
Васильевского острова, 15.
Гаральд Андреевич Боссе (1812—1894) принадлежал к числу наиболее выдающихся
русских зодчих середины XIX века. В Петербурге и его окрестностях он построил десятки зданий — особняки, доходные дома, виллы, дачи и два больших
великокняжеских дворца — в Знаменке и в
Михайловке. По его проектам было оформлено огромное количество интерьеров, в том числе несколько
комнат в Зимнем дворце. Боссе пользовался большим авторитетом у современников. Петербургский журнал
«Архитектурный вестник» писал в 1861 году: «Постройки, возведенные Боссе,
остаются памятниками его полезной деятельности, его творчества и глубокого
понимания архитектурного
искусства».
Одно из наиболее интересных
произведений Боссе — его собственный дом
на 4-й
линии Васильевского острова, построенный в 1847—1849 годах.
Главный фасад здания, выходящий на улицу, достаточно обычен для суховатого неоренессанса
середины XIX века: стены расчленены рустами, арочные окна, заключенные в
прямоугольную рамку ренессансных наличников («брамантовы окна»), размещены
в несколько монотонном ритме. Однако
за этим довольно тривиальным фасадом
находится здание, заметно отличающееся от большинства петербургских особняков тех лет своей необычной, новаторской планировкой.
В плане дома нет ни одной оси
симметрии: его объемы прихотливо и свободно соединяются друг с другом, образуя сложную, живописную объемно-пространственную композицию, которая раскрывается перед зрителем, когда он входит внутрь здания.
Подвальный этаж был отведен для
хозяйственных помещений, для комнат прислуги и т. д.
Здесь же находились топки многочисленных печей: нагретый воздух, проходящий по каналам внутри стен, обогревал
комнаты бельэтажа.
Сохранился детальный план бельэтажа дома Боссе,
выполненный, очевидно, самим архитектором. На нем показаны не
только очертания стен, но и расстановка мебели во всех комнатах. В этом отношении план дома Боссе является особенно интересным и ценным историческим
документом, так как
позволяет судить и об общем характере
меблировки комнат, и о том, как расстановкой мебели достигалась определенная организация самого пространства комнат.
В доме три лестницы: парадная, начинающаяся под аркой въездных ворот, черная и две внутренние,
служащие для сообщения между этажами. Парадная лестница ведет в переднюю; из передней — вход в
восьмигранный зал, служащий своего рода «транспортной развязкой». С
запада на восток его пересекает ось небольшой анфилады из трех помещений — самого зала и двух гостиных. Одна из них завершается эркером, выступающим в
сторону сада. Широкий проем
соединяет эту гостиную с уютной
угловой комнатой, через которую можно было пройти в оранжерею и далее — в зимний сад.
Другая гостиная, выходящая окнами в
сторону улицы,— главное парадное помещение
дома. У стены стоял рояль, в центре — круглый стол, окруженный стульями; углы
были заняты мягкими, покойными
диванами, небольшими круглыми столами и креслами — здесь возникали
уютные уголки, располагающие к беседе или
слушанию музыки. В центре дома —
зал, освещенный верхним светом через стеклянный фонарь; судя по
небольшому количеству мебели, он использовался для танцев. К нему с востока
примыкала комната, соединявшаяся тройным проемом, с лоджией, выходившей в сад.
В углу лоджии стояли угловой диван, кресла
и круглый стол — здесь было удобно и прохладно пить чай в жаркие летние
дни.
Юго-западная и южная часть дома были
заняты спальнями, туалетными
комнатами и ванной комнатой. Кабинет архитектора, очевидно, располагался между спальней
и большой гостиной: на плане отчетливо виден рабочий
стол, удобно поставленный у окна, углом к нему.
Анализ плана дома Боссе показывает, что
и в функциональном, и в
художественном отношении планировка дома продумана исключительно тщательно. Принцип анфиладности сохраняется в «нанизывании» дверных проемов на одну ось — это позволило избежать неудобных диагональных «переломов» осей. Помещения соединились в пространственные группы по функциональному признаку.
Умело размещенные лестницы и тамбуры изолировали парадную группу помещений от личных апартаментов.
Расстановка мебели, примененная Боссе,
очень типична для особняков и барских квартир
середины XIX
века. Мебель образует своего рода микроансамбли, выделяя в пространстве комнат особые зоны для работы,
бесед, музицирования и т. д. План с
расстановкой мебели — новый вид проектной документации, возникший в
архитектуре середины XIX века и отразивший углубляющееся внимание к архитектурно-художественной и функциональной организации пространства интерьера.
В построении плана своего особняка
Боссе исходил из принципа
функциональной целесообразности, стремясь создать
удобную, комфортабельную планировку. В планировке
особняка Боссе с редкой для середины XIX века последовательностью воплотился тот рациональный, функционалистический подход к решению архитектурных задач,
который позднее, на рубеже XIX—XX веков, получил
широкое использование в архитектуре модерна, а затем, в 1920-х годах,
стал основополагающим принципом функционализма.
Прямым следствием композиционного
принципа, положенного Боссе в основу планировочного решения его дома, является своеобразная многоликость, многогранность созданного им архитектурно-художественного образа. Со стороны улицы дом
строг, подтянут, несколько официален, словно «застегнут на все пуговицы (вид с 4-й линии). В этом смысле
он соответствует и традиционным приемам застройки, сложившимся в
столице Российской империи, и теоретическим архитектурным воззрениям того
времени: считалось, что «характер
городских строений вообще должен
быть серьезнее, проще, спокойнее».
Совершенно иное впечатление производит здание со стороны сада: его асимметричный объем, прорезанный
окнами самых разнообразных очертаний, дополненный эркером с
кариатидами, лоджией и оранжереей, создает живописную
игру архитектурных масс. Пространство здания и окружающее пространство
сада вступают здесь в иную взаимосвязь: они уже не разделяются жесткой
плоскостью фасада, а словно взаимопроникают друг в друга. И это
взаимопроникновение пространств придает иную
эмоциональную интонацию архитектурному образу здания: городской особняк
приобретает черты загородной виллы.
Источник:
Пунин А.Л. Архитектура Петербурга середины XIX века. Л., 1990.